"Белкомдата": противокражная частота
- 09.01.2012 03:00
Воровать или "забывать оплатить" стали больше — это факт, с которым приходится мириться как и с ухудшением уровня жизни населения.
Одно дело, когда ты не пробовал морские гребешки или трюфели. Другое, когда привычные в недавнем прошлом вещи стали роскошью. Например, палка сырокопченой колбасы, которую скоро, похоже, все начнут клипсовать противокражными датчиками.
«Вот это все — наша коллекция противокражных элементов», — технический директор компании «Белкомдата» Валерий Липский кладет на стол демонстрационную панель, аккуратно увешанную разной формы и цвета датчиками.
Мы обратились к Валерию с простой просьбой: помочь разобраться в актуальных средствах и методах защиты товара от воров. С одной стороны, вопрос узкий: ассортимент защищаемого продовольственного магазина довольно скуден: дорогой алкоголь, конфеты, кофе, рыба, вот теперь колбаса… С другой, от непонимания принципов работы противокражных систем сами продавцы иногда развязывают руки воришкам, неправильно устанавливая элементы.
Итак, есть три основных технологии противокражных элементов: радиочастотная, акустомагнитная и электромагнитная. Каждая их них имеет свои преимущества и недостатки, на которых пусть останавливаются специализированные технические издания. Вкратце поясним: акустомагнитные датчики — тонкие прямоугольные пластинки с самоклеящейся стороной, которые можно встретить на любой парфюмерной упаковке; электромагнитные — самые тонкие полоски, которыми можно незаметно защитить даже книгу; радиочастотные – самая дешевая и оттого популярная в торговле технология к тому же представленная во всем многообразии форм и материалов. На последней подробнее и остановимся.
Радиочастотная этикетка основана на простом физическом законе: конденсатор плюс катушка, которая резонирует, попадая в определенное частотное поле. В этой простоте и есть причина дешевизны (порядка 12 долларов за 1000 этикеток), но и определенные проблемы – этикетку легко оторвать или, надрезав, разорвать цепь и вывести механизм из строя. Для корректной работы этикеток важно соблюдать элементарные правила. Только при этом производитель гарантирует заявленный процент эффективность срабатывания — 80%.
«Производство элементов противокражных систем — довольно узкий бизнес, поскольку все давно придумано и, главное, запатентовано», — объясняет Валерий Липский наличие относительно небольшого количества фирм-производителей.
То есть, продаваемой сегодня радиочастотной технологии уже более 20 лет? Оказывается, что да. Датчики меняются только в форме, размере и материале покрытия. А вот перед антеннами (их сменилось уже несколько поколений), стоит более сложная задача: минимизировать ложные срабатывания и повысить процент детектирования.
«В конце 80-х годов считалось, что достаточно сканировать на высоте от колена до груди. Поэтому старые поколения антенн пропускали все, что выносилось, например, в обуви, — рассказывает Валерий Липский. — Сегодня все производители решают, по большому счету, одну проблему — увеличить до максимума процент детектирования».
Этикетка, пауки, бутылочные бирки на тросе, «ракушки» — самые востребованные в торговли датчики — работают по одинаковой схеме. Например, радиочастотная бирка от этикетки отличается только корпусом и тем, что вместо фольги в ней используется провод, который не выходит из строя при действии деактиватора, а может использоваться многократно.
В каком направлении будут развивать противокражные элементы? Некоторые направления реализованы уже сегодня. Например, всем уже известная, но из-за дороговизны аккуратно и медленно внедряемая, технология RFID. Или аларм-датчики, которые уже сегодня предлагает компания «Белкомдата». Напомним, что они являются не пассивной, а активной формы защиты — при перекусывании троса датчик, работающий от батарейки, сам издает тревожный сигнал. Опять же из-за высокой цены такие датчики больше используются в магазинах дорогой техники.
«Конечно, от профессионалов радиочастотные противокражные элементы товар не уберегут, но на основную массу покупателей они действуют очень эффективно, — говорит Валерий Липский. — Стоит в магазине поставить ворота, пусть даже они пока не работают, как покупатели начинают выдавать себя, доставать товар из упаковки, срывать датчики, тем самым привлекая внимание служб безопасности».
Элементарные правила по эксплуатации этикеток
Этикетки должны храниться в сухом месте. Если они хранились в холодном месте, требуется не менее часа для «акклиматизации» перед наклеиванием на товар, чтобы клей восстановил свои свойства и крепко держался.
Даже кратковременное нахождение этикетки в зоне действия деактиватора делает их непригодными для дальнейшего использования — тонкая фольга перегорает на раз-два.
Клеить этикетки нужно на сухую гладкую поверхность.
При нанесении этикетки на товар ее нельзя перегибать более чем на 30% (можно на бутылки, колбасу…), чтобы не повредить контур.
Нельзя наклеивать этикетку друг на друга.
Этикетка не должна закрывать наименование, цену, описание состава товара, провоцируя самого благонамеренного покупателя снять ее. Мнение практика
Начальник отдела охраны гипермаркета «Гиппо» Юрий Коломиец
«В нашей сети закупками противокражных элементов руководит специалист головного офиса, но количестве необходимых заявок определяет каждый магазин в отдельности. Ежемесячно мы закупаем порядка 50 тысяч радиочастотных этикеток. В любом случае эта цифра обоснована объемами воровства, процентов раскрываемости и должна быть экономически обоснована.
Боюсь, что скоро таких этикеток понадобится еще больше, потому что мы никогда не пробовали защищать от воровства такие виды продуктов, как колбасные изделия, сыры… А теперь об этом приходится задумываться.
Непосредственно расклейкой этикетов занимаются продавцы. Они сами, как материально ответственные лица, заинтересованы в минимизации потерь от воровства. Сотрудники же службы безопасности проверяют наличие этикеток или бирок на дорогостоящих товарах — оливковое масло, кофе, красная рыба, конфеты, алкоголь…
Куда и как наклеить, как спрятать — тоже является задачей наших продавцов.
Говоря об эффективности разных видов противокражных элементов, необходимо уточнять категорию товара. Из практики для парфюмерии сегодня лучшие решением являются «пауки» и сейфы.