«Я хотел сделать настоящее Предприятие…»

В силу разных причин в этом номере, выходящем в феврале, мы по традиции больше радуемся первому празднику весны и обволакиваем всякими приятными словами по-настоящему очаровательных женщин. Тем не менее мужчины в Беларуси тоже существуют, несмотря ни на что… И про одного из них хотелось бы рассказать нынче. Повод есть. И не один.

Александр Новиков

Во-первых, это старейшина «директорского цеха», в январе ему исполнился 61 год, что, однако, не отразилось на работоспособности и здоровой амбициозности.

Во-вторых, он является победителем конкурса «Лучший работодатель Витебска» по итогам 2012 года.

В-третьих, возглавляемое им предприятие в номинации «Крупное предприятие (более 250 человек)» заняло безоговорочное первое место по витебскому региону. Знакомьтесь, если кто не знает. Михаил Владимирович Василевский — генеральный директор ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье».

Шикарные перспективы, но…

Есть много определений для мужчин: серьезных, пикантных, афористичных, ироничных, глупых, да каких угодно. На наш взгляд, реально этого звания заслуживают прежде всего люди, способные на настоящие, пусть бесшабашные и непонятные большинству сограждан поступки.

Судите сами.

Михаил Василевский с 1993 по 2004 годы успешно возглавлял предприятие «Витебскпищепром». В состав последнего на разных этапах входили «Витьба», консервные предприятия, вин- и спиртзаводы, та же «ликерка»… Всего порядка двадцати производств. Это с одной стороны. Плюс в свое время был депутатом Верховного Совета БССР. Пользовался уважением в серьезных кругах, и вполне мог связать свою жизнь с большой политикой. В конце концов, мог ведь просто уехать куда-нибудь на вольные хлеба, чтобы наезжать сюда, мурлыкая под нос: «Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць…».

А Михаил Владимирович взялся решить локальную задачу и сделать делом всей своей жизни вот что: поднять находившийся в «заняпадзе» Витебский ЛВЗ.

Такое вот было кино

Заняв в 2004 году кресло генерального директора этого некогда славного предприятия, Михаил Владимирович, в придачу к поздравлениям и бурным аплодисментам, получил огромный «букет» проблем. Самыми яркими «цветочками» там были изношенное оборудование и низкое качество выпускаемых напитков. Как результат — мизерные объемы производства. Да и то, что выпускалось, продавалось порой за счет административного прессинга на торговлю. Даже в родной области предприятие к середине «нулевых годов» потеряло свои рыночные позиции. Ситуация напоминала картину из советского фильма «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Только что в лаптях не ходили и коров в стойлах не привязывали, чтоб не падали. Чай, не вой­на и не колхоз. И все же: средний и даже выше среднего класса управленец, посмотрев на столь «шикарные» перспективы Витебской «ликерки», скорее всего, пошел бы искать «хлеб полегче».

Михаил Владимирович так вспоминает то время, совершенно недавнее между прочим: «Предприятие было на самом деле в очень непростом положении. Доверие к его продукции у населения упало. Соответственно на складах был большой запас нереализованной, не слишком качественной продукции. Разумеется, об экспорте говорить практически не приходилось».

И… никаких чудес

Принимать меры требовалось оперативно, в комплексе. Средств на все необходимое, естественно, не хватало. Первое, что потребовалось тогда от Василевского, — грамотно расставить приоритеты, выстроить иерархию инвестиционных проектов. Правда, в некоторых случаях удавалось обходиться вообще без затрат. Так, одной из первых инициатив стал принципиальный отказ от обязательных, узаконенных на уровне исполкома квот для торговли.

Михаил Владимирович считал и считает по сей день: конкурировать надо честно, а отсутствие льгот создает лишь дополнительный стимул для эффективной работы производителя, подстегивает. Короче, заставляет «лишь на себя поворотиться», перефразируя мудрого дедушку Крылова.

Иерархия проектов Василевского выглядела так: первоначально акцент был сделан на улучшение качества продукта, параллельно шла работа по созданию собственного бренда. С конца 2005 года завод позиционируется на внутреннем и внешнем рынках под брендом «Придвинье». С момента его создания продажи только на экспорт увеличились в десятки раз. Продукция завода усспешно экспортируется в 14 государств. Объемы экспортных поставок завода впечатляют.

Продажи на внутреннем рынке также растут постоянно. Создана сеть фирменных магазинов, насчитывающая 6 предприятий. В частности, два из них не так давно открылись в центре Минска, на улицах Карла Маркса и Ленина. К 8 Марта откроет двери еще один — на Комаровском рынке.

На предприятии в то же время проводится постоянная работа по оптимизации ассортимента, продвижению собственного бренда и его узнаваемости. В премиальном сегменте специально разработана дорогая, с белорусским колоритом в сувенирном оформлении продукция; унифицирована линейка напитков эконом-сегмента, разливаемых в фирменную бутылку. Разработан «зонтичный» бренд в медиум-сегменте. Перечислять — очень долго, да и ни к чему. На сайте все есть.

Участие в многочисленных выставках и дегустационных конкурсах и получение там наград на любой вкус свидетельствуют о высокой степени доверия к витебскому бренду. Возьмем самый последний факт. В феврале 2013 года ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» был участником выставки «Продэкспо» в Москве. В рамках проходившего там конкурса «Лучший продукт-2013», как сообщает официальный сайт организаторов, «…продукция завода получила следующие награды:

вода минеральная лечебно-столовая «Придвинская-2» — золотая медаль;

ликер эмульсионный «Клубника со сливками» — серебряная медаль;

водка «Блакiтны край хлебная» — бронзовая медаль.

Также по результатам участия в Международном «Конкурсе спиртов 2013» предприятие было награждено дипломом II степени и серебряной медалью за высокое качество спирта «ЛЮКС» производства филиала — СП «Лынтупский спиртзавод».

В общем, руководителю удалось добиться главного. С его приходом у умирающего, сложившего руки на груди предприятия-пациента вдруг открылись глаза… А потом началось то, что называется Жизнью, или движухой, если по-простому. Все время придумывается что-то новое, на рынки выводятся различные оригинальные марки и продукты, материализуются самые невероятные идеи.

Сегодня бренд «Придвинье» входит в топ-100 самых дорогих белорусских брендов. Стоит ли говорить, что ему, родившемуся чуть более семи лет назад, пришлось завоевывать свою нишу в острой конкурентной борьбе с добрым десятком признанных к тому времени грандов, укоренившихся в благословенные советские времена, баловников государства…

Когда наши конкурсы чего-то стоят

Мы начинали эту публикацию с конкурсов, где победителями вышли М. Василевский и ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье».

Стоит несколько слов сказать «по поводу». На звание лучшего работодателя претендовало более 30 предприятий Витебска всех форм собственности. Среди условий определения победителя значились в частности: текучесть кадров и разнообразие социального пакета, уровень заработной платы и затраты на профессиональную подготовку и повышение квалификации работников, а также отсутствие производственного травматизма и задолженности по заработной плате и платежам в бюджет. Дополнительные баллы работодатель зарабатывал за активную рекламную кампанию и организацию досуга своих сотрудников. Учредителями конкурса выступили Витебский горисполком и общественное объединение «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» Витебской области.

Чтобы стать лучшим, требовалось получить поддержку одновременно со стороны государства и бизнеса. То, что первым победителем стал генеральный директор «Придвинья», делает честь им обоим: и предприятию, и его руководителю.

И на закуску

Пара слов от себя лично. Когда Михаилу Владимировичу звонишь на мобильный, то шансы дозвониться близки к нулю. В лучшем случае можно услышать нечто подобное: «Я в командировке в Литве (Латвии, Турции, России…). Перезвони попозже».

В общем, человек и его дело — в движении и развитии. Хочу пожелать, чтобы так было у вас и сегодня, и завтра. Спасибо за то, что вы, Михаил Владимирович, есть как минимум у Витебска — города культурного, трудолюбивого и в последние годы знающего себе цену.

Справка «Продукт.BY»

Михаил Владимирович Василевский

Родился 28 января 1952 года в деревне Бердовка (Лидский район Гродненской области).

Родители принадлежали к сельской интеллигенции: мать — ветеринар, отец — зоотехник.

В 1969 году поступил в Гродненский сельскохозяйственный институт, закончил его в 1974-м. Дипломированный «ученый-агроном».

Работал агрономом, директором совхоза.

Имеет опыт серьезной и разнообразной руководящей работы. В частности, в течение пяти лет был председателем Чашникского районного исполнительного комитета, депутат Верховного Совета БССР.

С 1993 по 2004 годы успешно возглавлял предприятие «Витебск­пищепром».

В 2004 году пришел на РУП «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» в качестве генерального директора, в этом статусе остается по сей день.

Награжден государственными наградами.

Имеет почетный статус Мужа, Отца и Деда.