РФ. Иностранцам инвестировать выгодно, а нам – нет

На российский рынок выходит мировая продовольственная компания.

Ее цель — создать в России крупнейшее производство сырого молока, передает DairyNews.ru со ссылкой на expert.ru.

Одна из ведущих мировых продовольственных компаний, Olam International Limited, и Русская молочная компания («Русмолко», Пензенская область) на прошлой неделе объявили о создании самой крупной молочной фермы и в присутствии министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник подписали меморандум о стратегическом партнерстве.

Первым шагом партнерства станет инвестирование 75 млн долларов Olam в «Русмолко». Взамен инвестор получит 75% акций в уставном капитале компании. В течение ближайших трех лет «Русмолко» реализует инвестиционную программу на 400 млн долларов. Деньги будут направлены на покупку земли, площадь которой должна увеличиться в два с лишним раза, с 52 тыс. до 106 тыс. га, и на расширение молочного стада с сегодняшних 7,2 до 20 тыс. голов.

Второй этап проекта — увеличение дойного стада до 50 тыс. голов (сегодня крупнейшее молочное стадо, 30 тыс. коров, у татарской компании «Красный восток агро» Айрата Хайруллина, у ближайших конкурентов лидера, среди которых и «Русмолко», стада в 7–10 тыс. голов). Кроме того, компания намерена усилить позиции в производстве сахарной свеклы, заняться ее переработкой, а также, возможно, и созданием собственных перерабатывающих мощностей для молочного сырья. Инвестиции на втором этапе, по словам генерального директора Olam International Limited Санни Вергезе, составят порядка 350–400 млн долларов. В результате партнерства «Русмолко» планирует стать абсолютным лидером по производству молочного сырья в России и войти в десятку мировых производителей сырого молока. Эксперты называют ситуацию для нашей страны беспрецедентной — таких инвестиций в рамках одного проекта в отрасль молочного животноводства до сих пор не осуществлялось.

Основатель и председатель совета директоров «Русмолко» Наум Бабаев остается на своей должности и в новом совместном проекте. В состав совета в качестве независимого директора войдет и Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко»).

Интерес компании Olam к российскому рынку вполне вписывается в стратегию развития этой корпорации. По заявлению г-на Вергезе, в планах Olam дальнейшее усиление направления первичного производства сельхозпродукции, возделывания земель. К 2016 году компания намерена утроить объем производства и войти в пятерку лидеров на мировом продовольственном рынке. В трех-четырех странах она будет развивать и молочное производство. Одной из таких стран стала Россия, вызвавшая интерес в том числе благодаря «наличию плодородных земель по конкурентоспособным ценам».

Как рассказала заместитель директора по связям с общественностью «Русмолко» Елена Фирсова, Olam не единственная глобальная компания из выходивших с предложением о возможном партнерстве, но выбор пал на нее во многом благодаря ее высокой компетенции: специалисты Olam будут напрямую заниматься новым проектом в России, используя свой опыт по строительству мегаферм.

Производство сырого молока в нашей стране в последние год-два становится привлекательным бизнесом. Средние цены на молочное сырье, по данным «Союзмолока», сегодня составляют 14,5 рубля, что вполне соответствует европейскому уровню (0,36–0,4 евро). А российское молоко высокого качества (с высокими показателями по содержанию белка, жира и др.) продается и того дороже. По неофициальным данным, то же «Русмолко» поставляет свое молоко с двух новых ферм, построенных в 2008–2010 годах, компании «Danone-Юнимилк» по 16,5–17 рублей и выше, с маржинальностью 25–30%. Именно на производство высококачественного молока рассчитан и будущий проект.

Марина Балабанова, директор по связям с общественностью «Danone-Юнимилк», подчеркнула: спрос на высококачественное молоко сегодня в России не удовлетворен, так что предприятию, способному сразу на 3% увеличить объем производства в целом по стране, вполне есть место на российском рынке. Однако отечественные инвесторы пока проявляют осторожность и не спешат вкладывать крупные инвестиции в молочное животноводство. В первую очередь потому, что остаются высокими сроки окупаемости — порядка 5–8 лет. Для того чтобы увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, «Союзмолоко» предложило правительству ввести механизм дотаций производителей на литр произведенного сырого молока (общая сумма дотаций может составить до 29 млрд рублей в год). Сейчас это предложение (наряду с запросами на дотации от свиноводов, сахарников и других сельхозпроизводителей на общую сумму 96 млрд рублей ежегодно) рассматривается. Кстати, тот факт, что российское правительство оказывает значительную финансовую поддержку сельскому хозяйству, стал для компании Olam одним из ключевых при принятии решения в пользу российского проекта, рассказал в кулуарах Санни Вергезе.

По мнению исполнительного директора «Союзмолоко» Игоря Лупиноса, присутствие в отрасли крупного игрока выгодно всем производителям. Сегодня большая часть отечественной переработки молока сконцентрирована в руках двух гигантов — Danone и Pepsi-Cola. Разговаривать с ними на равных и тем более торговаться небольшим отечественным производителям трудно. Наличие серьезного игрока даст возможность сохранять некий баланс интересов.