Тренды мясного рынка: это коснётся каждого

директор Ассоциации «Объединение мясопереработчиков» (Россия)

Екатерина ЛУЧКИНА, директор Ассоциации мясопереработчиков России, в рамках форума «Беларусь мясная» рассказала о главных факторах, определяющих развитие мясного рынка в России, которые, безусловно, касаются и нас.

Условия, в которых сейчас работает российский продовольственный бизнес и живёт потребитель, во многом формируются под влиянием последних изменений в законодательстве и неразрывно связаны с ними. Генеральная линия — ужесточение требований по всем направлениям. Это касается и самих продуктов, и методов их исследования при оценке безопасности, и экспертности специалистов, и многого другого. За последние десять лет в Российской Федерации появилось множество нововведений, обеспечивающих контроль, безопасность, прослеживаемость, появились новые ограничения и рамки. С этим и связаны многие рыночные тенденции.

Работа по «белому»

Первый тренд, на который нужно обратить внимание, — стремление к обелению рынка. Государство сегодня старается учитывать не только производителей, но и считать буквально каждую единицу выпускаемого ими товара. Для этого создаётся множество реестров, куда производители должны быть обязательно внесены, и где они должны быть зарегистрированы.

С января 2021 года внедрена обязательная маркировка молока. Этикетка «Честный знак» теперь клеится на каждую единицу продукта. Исключение составляют детская продукция и товар в расфасовке массой до 30 граммов. В 2022 году Министерство торговли Российской Федерации уже предлагало начать эксперимент по маркировке рыбной продукции.

В предложенном Минторгом проекте значилась продукция под кодом ТНВ 1602. Но это очень обширный код. При таком подходе в эксперимент по маркировке попадали и пельмени, и паштеты, и некоторые другие значимые категории, а значит, у отрасли могли возникнуть серьёзные трудности.

Пока, с 15 апреля, стартовал эксперимент по маркировке средствами идентификации. Он касается икры осетровых и лососевых рыб, а также другой лососевой продукции в потребительской упаковке. Цель идентификации благая — подтвердить соответствие продаваемого ассортимента требованиям, характеристикам, документам, тексту на таре, доказать подлинность или выявить фальсификат. В то же время необходимость маркировать продукцию не может не отражаться на себестоимости, цене на полке и, в конечном итоге, на потребительском спросе. Поэтому установка на прослеживаемость — это очень серьёзный тренд.

Цифровизация в широком смысле

Тренд на цифровизацию в последнее время становится всё более важным и популярным. Функционирование современных предприятий, ритейла, управление производственными и административными процедурами сейчас просто не мыслимы без серьёзных IT-решений. Но не нужно путать цифровизацию с компьютеризацией, недостаточно поставить компьютеры на рабочем месте и научить сотрудников пользоваться простыми программами. Речь идёт о глубоком системном подходе — дижитализации производств, широкой роботизации, об автоматизации 
аналитики, контроля себестоимости.

Неэкологичная продукция вне закона

Недавно появилась информация, что Европейский союз намерен сократить продажу сертификатов на выбросы CO² для ввозимой на его территорию продукции. Это свидетельствует о том, что для достижений в дальнейшем целей углеродной нейтральности они хотят прийти к полному запрету ввоза неэкологичной продукции.

Не стоит думать, что парниковый эффект и тому подобное — это не про нас — мясопереработчиков. Очень даже про нас! Потому что весь накопленный парниковый след от кормопроизводства, от утилизации будет и в конечном продукте. В России с 2021 года действует федеральный закон, предписывающий предприятиям обязательно отчитываться о количестве выбросов в окружающую атмосферу парниковых газов. Сейчас в отчёт попадают те, кто выбрасывает 150 тысяч тонн углекислого газа в год, но скоро обяжут и тех, кто выбрасывает в два-три раза меньше. 
Эта повестка особенно значима для тех, кто хочет работать на экспорт в страны, которые сосредоточены на экологических проблемах и ставят экологию в приоритет. Из новых экологических вызовов стоит отметить постоянное ужесточение экологических требований в сфере утилизации отходов.

Нарастающая конкуренция

На фоне рыночных турбулентностей и вызовов обостряется борьба за место на рынке. В пищевой отрасли игроки конкурируют «за долю желудка», ведь человек может съесть вполне определённое количество еды, и производители заинтересованы, чтобы их «доля» была максимальной. После ухода некоторых зарубежных поставщиков неожиданно освободились разные продуктовые ниши. В каких-то из них уже в значительной степени произошло импортозамещение, а желающие войти туда остались. Конкуренция здесь будет особенно напряженной до установления статус-кво.

С другой стороны, у игроков всё больше инструментов для конкурентной борьбы. Одним из серьёзных и проблемных вопросов в России становится защита товарных знаков. Как здесь не нарваться на подводные камни? При выборе названия поиск по открытым базам не даёт достоверной информации. Лучше обращаться к доверенным патентным агентствам, куда попадают не только зарегистрированные знаки, но и те, которые находятся на рассмотрении. Если 
производитель уже начал вкладываться в производство и маркетинг, но вдруг выясняется, что название уже зарегистрировано, приоритет остаётся за тем, кто первым подал заявку.

Не стоит забывать про конкуренцию с инновационной продукцией. Мясо — продукция убоя. Растительное мясо — не продукция убоя, следовательно, не мясо. Сейчас формируется отдельный комитет, который будет регулировать эти вопросы и критерии. Мы видим, что есть продукт и спрос, а законодательного регулирования нет. Но определенную долю рынка данный продукт занял, и за этим нужно следить.
 

Конкуренция в ритейле — производители борются за лучшую цену для покупателя, так как это решающий фактор для принятия решения о покупке. У ритейла возникают свои проблемы, особенно когда потребительский потенциал падает.

Слияния для выживания

Консолидация отрасли. Нужно учитывать, что глобализация неизбежна. Все те проблемы, которые сейчас навалились на отрасль, генерируют переход к укреплённым структурам, которые более устойчивы. 
 

Дефицит кадров — не просто серьёзный, но, думается, жизненно важный тренд: к 2030 году прогнозируется очень жёсткий дефицит специалистов. Это долгоиграющая история началась с пандемии, когда граждане других стран уехали из России, а потом не вернулись или нашли себя в иных нишах. Сейчас данный тренд только усугубляется в связи с продолжающимся оттоком населения и постоянно падающей рождаемостью. Существующие вакансии и соискатели работы часто взаимно не удовлетворяют друг друга с точки зрения запросов и предложения — квалификации, условий работы, оплаты труда.

Источник: ПРОДУКТ.BY