Вы здесь

Александр ПОЛЯК: «На падающих рынках выигрывает тот, кто первым снижает цену»

13.04.2020
Александр ПОЛЯК
аналитик российского молочного рынка, член Совета Директоров РСПМО

Аналитик российского молочного рынка, трейдер с многолетним стажем, член Совета Директоров РСПМО Александр ПОЛЯК рассказал ПРОДУКТ.BY, какие меры предосторожности предпринимают российские молочники в отношении коронавируса, и что сегодня происходит с поставками белорусского сухого молока и масла.

— Что сегодня происходит на российском молочном рынке — после падения рубля, введения карантинных мер?

Александр ПОЛЯК — Аналитик российского молочного рынка, трейдер с многолетним стажем, член Совета Директоров РСПМО

— Давайте начнем с фундаментальных факторов — статистики начала года, еще до всего этого безумия с коронавирусом и падением рубля. В России происходит стабильный прирост производства сырья — в январе 5,6%, в феврале примерно столько же. Это достаточно большой объем в размерах страны. А потом произошла девальвация рубля, началась паника из-за коронавируса, когда население побежало покупать гречку с молоком. Правда, в момент пиковых продаж молоко выросло минимально и то не у всех предприятий. Я общался со многими директорами заводов, и они оценивали ситуацию в момент роста продаж, как ровную. У кого-то выросло на 10–12%, у кого-то — на 1-2%.

Но в целом, говоря о ситуации на рынке в момент увеличившегося спроса на продовольственном рынке — молоко не оказалось продуктом абсолютно первой необходимости. В большей степени покупали «долгоиграющие» продукты — консервы, крупы, замороженные фрукты и овощи.

Пока спрос на молоко не упал. Но нужно помнить, что за март зарплаты еще были выплачены, а что будет дальше?.. Средний класс начнет ужимать свои расходы. Никому неизвестно, насколько это все затянется — на месяц, два, три. А неизвестность — всегда пугает, в режиме неизвестности человек начинает считать деньги и выбирает высококалорийные продукты.

— Сыры?

— Сыр — это очень дорогой продукт. Килограмм сыра стоит в 3-4 раза дороже курицы и в два с половиной раза дороже свинины. В России килограмм курицы стоит 175-200 рублей, а килограмм сыра — 650 рублей.

— И все-таки учитывая, что цельно-молочные продукты, может, если и не относятся к категории, как вы сказали, продуктов абсолютно первой необходимости, но покупать их будут всегда. Можно ли предполагать, что молочники переживут этот кризис легче, чем другие сферы продовольственного рынка?

— Статистика по Москве показывает, что на 20% выросло потребление алкоголя — не молока, алкоголя. Главное сейчас — не допустить роста цен, хотя некоторые импортные составляющие в производстве молочной продукции выросли в цене из-за падения рубля. И мне приходилось слышать от некоторых переработчиков: мол, надо поднимать цены! Но этого нельзя делать категорически! Статистика кризисов 2008-го, 2014-2015 гг. показывает, что в тяжелые времена никогда не было роста спроса на молочную продукцию.

— Как все же это можно объяснить? Ведь самое простое, что можно купить в магазине — это хлеб и молоко.

— Обычно я покупаю один пакет молока на два дня. Если у меня не будет денег, это не значит, что я куплю три пакета молока — я куплю один пакет молока и буду пить его три дня. Но покупать большее количество молока я не буду. Нет причины, сидя дома, увеличивать потребление молока и молочных продуктов. И главное, молоко в России стало сверхдорогим продуктом. Вместо килограмма сыра можно купить три килограмма окорочков. И что купит семья из трех человек?..

Я за свою жизнь в бизнесе видел очень разные кризисы и никогда во время кризиса не было роста спроса на молочную продукцию. Через год-полтора начинается постепенное восстановление.

— Вы сказали, что общались со многими директорами заводов — какое настроение среди российских молочников?

— Спокойное, рабочее настроение. Эти люди, как правило, очень опытные и пережили уже не один кризис. Как мне рассказывал директор одного из заводов, они ввели у себя схему работы, как едва ли не на военном производстве: одна команда работает — вторая, дублирующая ее, сидит дома и получает зарплату. Если в первой команде кто-то заболевает, на ее место выходит дублирующая команда.

— Но ведь так не все делают?

— Многие предприятия так делают. Кроме того, на заводах в пределах одной смены введен такой режим питания, чтобы уменьшить количество людей в столовой. На заводах сами сшили маски и в специальных жидкостях их стирают. Курят теперь на улице, а не в «курилках», и от людей требуют, чтобы они не стояли рядом друг с другом. И это не решение, спущенное «сверху» — это решение руководителей заводов. Они делают все, чтобы сохранить свое производство. Более того, заводы обмениваются опытом: кто, что и как делает в этой ситуации. Они не конкурируют друг с другом( в этом), а пытаются выработать механизм защиты

— Каковы ваши прогнозы?

— Любой кризис — это возможности. Как я сказал в начале разговора, в России растет производство сырья — по итогам прошлого года рост составил ~ 650тыс. т. В пересчете на сухое молоко и масло — это примерно 60 тыс. т сухого молока и 30 тыс. т масла. Т. е., при росте в 2020 еще на 5% (1 млн. т) Россия вполне сможет сама себя обеспечить сухим молоком и маслом: поставки из Беларуси этих продуктов составляют 80 тыс. т. 70 тыс. т соответственно. И если ценовая политика в Беларуси не изменится, то Россия прекратит импорт этих продуктов. А все почему?.. Потому что Беларусь ошибочно подняла цены на сухое молоко и масло. Да, были панические закупки сухого молока и масла, связанные с падением рубля. Беларусь в этой ситуации дважды поднимала индикативы. И если первый раз это еще можно было понять, то второй раз — только сами себе хуже сделали.

В моменты кризиса кто первый «скинул», тот и выиграл. А Беларусь решила поднять цены и остановила собственные продажи -по такой цене молоко никому не нужно.

На падающих рынках выигрывает тот, кто первым снижает цену. В Беларуси есть великолепные руководители, которые прекрасно понимают, что нужно делать. Оправдывает себя в некоторых ситуациях и белорусская система управления с ее централизованным руководством. Но, знаете, это как менеджеру иногда очень сложно прийти к директору и сказать: «Рынок падает, надо срочно скидывать!» Потому что директор может сказать, что это менеджер не умеет работать. Тем более, что баланс не очевидный: ведь был «в моменте» спрос, почему бы не поднять цену?..

Если сейчас у меня покупают, то я должен повысить цену! Такие тяжелые и трудные решения может принять только собственник завода.

— Цена на сухое молоко в Беларуси все еще выше чем в России (разговор состоялся 3 апреля — М. Г.)?

— Да, в Беларуси цена на 20 рублей выше, чем в России. Когда разница была в 5-7 рублей — еще можно было покупать. Но с разницей в 20 рублей — такое молоко никому не нужно.

Записала Марина Гуляева

Источник: ПРОДУКТ.BY

Новости по теме:
Публикуем план наших мероприятий на текущий год.Не пропустите и присоединяйтесь! Источник: ПРОДУКТ.BY
Шестьсот ведущих ученых, 243 докладчика из одиннадцати стран мира в онлайн-формате обсудили проблемы...
Компания Domino’s Japan представила коктейль Bacon Shake, состоящий из жирного мороженого, хоккайдского молока, а...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.