Белорусское качество покоряет Казахстан
- 01.09.2016 19:33
С 25 по 27 мая в Астане прошла Международная выставка InterFood. Конкурс-дегустация «Лучший вкус», организованный журналом «Продукт.BY», представил на суд казахстанской публики образцы белорусских мясных и молочных продуктов. Мы попробовали оценить их бизнес-перспективы на местном рынке.
Белорусские продукты в Астане встречали ожидаемо тепло. Бренд «белорусское качество», судя по отзывам участников дегустаций, имеет в Казахстане высокую оценку.
«В торговый молочный бизнес я пришел восемь лет назад. Тогда хотелось продавать свой, казахстанский продукт, — делится с нами участник дегустации, оптовик из Астаны ИП А. И. Гордиенко. — Но за это время наше местное производство фактически деградировало. Молочные фермы не строятся, молочные заводы вынуждены собирать молоко у населения, что называется, по ведру. Плюс заниматься производством на земле у нас не в почете, все стремятся в город. Особенно это касается молодежи. Так что перспектив развития казахстанской «молочки» я не вижу.
С белорусскими сырами работаю пару лет и весьма доволен качеством. Посетил половину ваших заводов, был на молочном форуме в Минске и вижу, как многое в Беларуси делается для развития собственного АПК. Молодцы! Здесь, на дегустации, я вижу сыры Пружанского молочного комбината, одни из лучших в Беларуси. Послушайте, как наши люди их хвалят!
А что касается продвижения в Казахстане, то я бы рекомендовал вам усиливать здесь свои позиции. Хотя белорусский сыр и дороже украинских сырных продуктов, у вас есть хорошая репутация, есть свой покупатель. Нужно строить здесь логистический склад, проводить централизованную рекламную кампанию и, уверен, результат будет».
К нам подходит директор представительства Белорусской железной дороги в Республике Казахстан Дмитрий Жидков и тепло приветствует земляков: «Сегодня в Казахстане есть спрос на качественный продукт, но сложная логистика делает белорусское продовольствие дорогим. Сыр везут автотранспортом, но по железной дороге это могло быть дешевле. Конечно, если зайти на наш сайт, то по прейскурантным расценкам все получится дорого. Но надо разговаривать. Если бы несколько заводов смогли решить вопрос загрузки вагона или двух, то это было бы им гораздо интереснее экономически по сравнению с доставкой фурой».
«В этом году мы поставили в Казахстан 500 тонн сливочного масла и 50 тонн сухого обезжиренного молока, — поделилась своими впечатлениями от выставки и достигнутыми результатами начальник отдела маркетинга Калинковичского молочного комбината Марина Мельниченко. Наше предприятие работает с этой страной только по прямым контрактам, исключая посредников. В этой выставке мы участвуем, чтобы и дальше налаживать прямое сотрудничество с казахстанскими предприятиями. Но если судить по 2012 году, когда на выставке в Астане была представлена общая экспозиция от Республики Беларусь, то та выставка была для нас более эффективной, чем сейчас, когда такая экспозиция не организована.
Ну а в целом переговоры с нашими покупателями прошли успешно. Есть предварительная договоренность о поставках сливочного масла в адрес крупнейшего производителя в Караганде».
Очень приятные впечатления от мероприятия остались у представителя ООО «Велес-Мит» Катерины Толсташовой: «Наша компания первый раз участвует в казахстанской выставке, поэтому нам особенно приятно получить диплом, награду и признание жителей Астаны нашей продукции. Конечно, это результат долгой плодотворной совместной работы всех работников предприятия, которое непрерывно повышает качество и ассортимент товаров. Надеемся, участие в выставке будет началом плодотворного, приятного и долгого сотрудничества между нашей компанией и Казахстаном».
Мы получили очень много положительных отзывов от посетителей выставки. Многие спрашивали, где приобрести нашу продукцию в Астане. Есть несколько предварительных «холодных» контактов, которые, надеюсь, перерастут в более плотное сотрудничество, и мы сможем быть представлены на рынке Республики Казахстан в 2016 году. Есть заинтересованные представители ряда ритейловских сетей, которые хотели бы представить нашу продукцию в своих магазинах.
Наряду с отзывами деловых людей, наверняка полезными для читателей будут итоги конкурса «Лучший вкус». Что называется, на ура в Астане пошел сверхтвердый сушеный сыр с тмином Солигорского филиала Слуцкого сыркомбината. Чаще всего казахам он напоминал национальный сыр курт. По легенде, кочевник-казах, если возьмет горсть курта, залезет на коня, то сможет проскакать тысячу километров. Настолько питателен этот продукт. Неожиданно хорошо местные дегустаторы приняли тмин в сыре. Тмин по Корану, как нам объяснили, — божественное зернышко, оно убивает в организме всякую «нечисть». Кстати, продукт дегустировался по пятибалльной системе и получил средний балл 4,38.
Казахстанцы, как мы заметили, большие любители сладкого. Молочный напиток «Шокопузик» с наполнителями «ваниль», «клубника» и «шоколад» от Калинковичского молочного комбината разошелся быстрее всех остальных продуктов. «Это же — как растаявшее мороженое. Прелесть!», «А где можно купить?» — это были самые популярные отзывы казахских дегустаторов. В итоге средний балл — 4,62.
Симпатии, граничащие с восхищением, вызвала творожная паста с черносливом от Солигорского завода. Средний балл — 4,72.
Вполне предсказуемо порадовала сгущенка Рогачевского молочно-консервного комбината. Наиболее популярные отзывы: «Вкус детства!», «А еще можно попробовать?», «Продайте баночку!». Средний балл — 4,88! Это абсолютный рекорд среди других тестируемых образцов.
Нас как организаторов порадовала дегустация сливочного масла. В Минске она проходит, прямо скажем, вяло. Далеко не все люди любят этот продукт: кто-то считает калории, кто-то боится холестерина. В Казахстане все было проще. Казалось, что масло любят все. Наверное, сказываются национальная предрасположенность к жирным калорийным продуктам и присутствие на полках магазинов множества спредов. Как следствие — высокий балл за калинковичское, пружанское и солигорское масло.
В отличие от прошлого года дегустацию полутвердых сыров казахстанцы зачастую начинали с вопроса: «Это сырные продукты или сыры?». Как нам пояснили знающие люди, за год казахский рынок наводнили сырные продукты украинского производства, и чтобы найти на полке настоящий сыр, надо приложить определенные усилия. Поэтому белорусский сыр участники дегустаций встречали с симпатией. Наиболее ярких оценок заслужили сыры «Грювер особый» и «Шангвей» от Пружанского молочного комбината, а также PestoRed от «Новогрудских Даров».