Плодовое вино: от количества — к качеству.
- 07.01.2013 03:00
Удивительная ситуация сложилась на рынке белорусского виноделия. Мелкие игроки вынуждают крупных производителей, имеющих традиции, высококвалифицированных специалистов, аккредитованные лаборатории, соковые цеха, емкостные хозяйства, идти с ними в ногу, снижая компонентность вин, удешевляя продукт, чтобы оставаться конкурентоспособными. К теме качества и производства сложных вин можно вернуться, если значительно снизить квоту, применить экономические рычаги, считает директор унитарного дочернего предприятия «Слонимский винзавод» Михаил ОКУЛИК. Пока государство делает правильные шаги. Между тем наша редакция выясняла, могут ли белорусские вина называться таковыми, и почему «плодовка» имеет право на жизнь.
Наталья ЩЕЛКУНОВА
— Сейчас много говорят о том, что плодовые вина плохие и они спаивают население. Михаил Васильевич, почему эти напитки дискредитированы в сознании общества, и что может спасти ситуацию?
— На протяжении двух десятков лет в нашей стране росло производство плодово-ягодных вин. Этому способствовали условия: копеечный акциз и быстрая оборачиваемость продукта в течение 2–3 недель, потому что вино было доступным, как хлеб и молоко, любому с низким уровнем доходов человеку. Люди, склонные к употреблению алкоголя, покупали по две–три бутылки в день. Многие производители, поняв, что это дешевый и пользующийся спросом продукт, считали необходимым выпустить плодово-ягодное вино. К производству подключались и консервные, и молочные комбинаты. У нас было 100 винодельческих заводов и цехов. Производство вин и винных напитков достигло пика — 28 млн дал. Это непомерное количество. Нельзя сказать, что рынок не регулировался. Появилось требование о наличии собственного сокового цеха, что вынудило предприятия заняться приемкой и переработкой плодов и ягод. Еще одним прогрессивным шагом стало условие использования для производства вин сырья, выращенного в республике. Запрещались продажи, на этот год установлена нулевая квота на производство крепленых ординарных вин. Но любые запреты чреваты последствиями. Люди ищут заменители запрещенного и находят различные варианты. Надо поступать цивилизованно. Алкоголь нельзя спускать до уровня продукта ежедневного потребления, он должен быть дорогим. Правильную политику проводит государство, поднимая акцизы на все группы алкоголя. При этом, думаю, государство ощутило рост финансовых вливаний от акцизного налога, и видно, что алкоголь становится дорогим. Если наш завод в 2011 году платил в среднем 1,2 млрд рублей налогов в месяц, то в прошлом году в октябре и ноябре мы уже заплатили по 11 млрд рублей.
Пик производства плодово-ягодных вин уже снижен. Квота на 2013 год составляет 15,98 млн дал. На мой взгляд, достаточно квоты 10 млн дал. Пришло время государству волевым решением уменьшить объем. Пусть будет дефицит, но зато останутся крупные игроки, и они будут диктовать винную моду.
Мелкие производители перестают выдерживать конкуренцию, потому что им становится экономически невыгодно производить «плодовку». По сути, потихоньку пошел процесс, обратный наращиванию объемов.
— Как чувствует себя в такой ситуации Слонимский винзавод?
— Когда 5 раз на протяжении 2012 года происходило увеличение акцизного налога, то, конечно, отрасль немного лихорадило. Всегда перед повышением акцизного налога торговля насыщается продукцией, пытается взять ее у производителя по старым ценам, поэтому какое-то время получается застой. Такие проблемы были и у нас. В целом мы пережили повышение акциза, произвели 870 тыс. дал вина в прошлом году. Повышение цены заметно уменьшает спрос. И при сохранении такой тенденции мы думаем, что через два года снизим объем выпуска плодово-ягодного вина до 400–450 тыс. дал.
Экономические рычаги заставили отказаться от производства ординарных крепленых вин. Значительно меньшими темпами рос акцизный налог на вина улучшенного качества и специальных технологий. Мы стали делать плодовые вина улучшенного качества с естественным набродом не менее 10 % и вина на основе плодового сырья по специальной технологии. Это портвейн, мадера. Планируем увеличить выпуск натуральных плодовых вин без добавления спирта, производством которых занимаемся уже три года. Хороший урожай позволил нам заготовить большие объемы плодов и ягод. Когда был неурожайный год, фруктовое вино стоило дороже обычного крепленого, сейчас оно будет дешевле еще и по той причине, что щадящим образом поднят акциз.
Еще одно направление, которым мы занимаемся около пяти лет, — розлив виноградных вин. Серьезно подходим к выбору поставщиков. Когда только начинался розлив импортных вин, ставилась задача, прежде, чем заключить договор на поставку наливом продукции, — побывать на заводе партнера, посмотреть условия производства, оценить технологию и культуру производства. С тех пор этот подход укоренился. Мы изъездили Молдову, посмотрели производства Румынии, Армении. Ежегодно посещаем выставки в Ялте и Сочи. Видим, какие напитки производятся и выставляются на конкурсах.
У нас есть планы по выпуску новых видов продукции. В соответствии с планом модернизации на 2013–2015 годы инвестируем 25 млрд рублей. Эта сумма пойдет на техоснащение производства с целью освоения таких новых продуктов для белорусского рынка, как, например, кальвадос или фруктовые водки. В этом году мы заложили фруктовые марочные вина в емкостях на дубовых клепках. Это совместная работа с РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию». Хотя мы не сделаем больших объемов марочных вин, думаю, это перспективная тема. Проводим лабораторные эксперименты по выдержке и температурной обработке, изучаем опыт виноделов Молдовы. Естественно, для этого нужны и дубовые бочки, и большие подвалы. Выход можно найти. Для бочек подойдет и украинский, и белорусский дуб, а для подвалов можно задействовать бывшие военные шахты.
— Есть ли конек у белорусского виноделия?
— Сложно об этом говорить, когда везде «размазывают» белорусское виноделие. Восемь лет назад мы делали сложные плодово-ягодные вина. Это был купаж трех–пяти соков. Но когда пошел рост конкуренции на рынке, и решающим фактором стала цена, то пятикомпонентное вино сделалось неконкурентоспособным. Соответственно начали ужимать компоненты и делать самое простое вино.
Нас критикуют итальянцы, считая, что мы выпускаем вино без правил. Но это не так. У нас есть стандарты, четко оговоренные правила выпуска плодово-ягодных вин, технологические приемы. В международной классификации есть понятие «плодовые вина». К примеру, финны в небольших объемах на агроусадьбах выпускают фруктовые вина. Поначалу к ним относились настороженно. Теперь они становятся популярными.
В Беларуси набирают обороты квоты на фруктово-ягодные натуральные вина. На 2013 год определен выпуск в объеме 293 тыс. дал, что на 31 % больше по сравнению с прошлым годом.
— Каковы особенности винных вкусов белорусского потребителя?
— Винные вкусы должны формироваться десятилетиями. Судя по спросу на наши виноградные вина, белорусов интересуют только полусладкие. Хотя во всем мире ценятся полусухие. Пять лет назад мы продавали 0,1 % полусухих вин от общего объема. Теперь продается 2,0–3,0 % сухих вин. Прогресс, как видите, есть.
На мой взгляд, вино должно стоить дешевле крепкого алкоголя. Когда последний стоит дороже, население начинает переключаться на вино. К сожалению, у нас производство крепкого алкоголя растет и причем такими темпами, что его не замещают вина как собственного производства, так и завозимые наливом и в бутылках. У нас сформировалась непонятная культура пития. Девушки в ресторанах пьют водку, и так принято, что там продается дорогой алкоголь. А поскольку фруктовые вина дешевые, то это не ресторанный продукт. К тому же у нас непопулярны свои белорусские напитки.
— Какую лепту можете внести вы, как производитель, в формирование вкуса и культуры пития?
— Когда реклама запрещена, и можно только в местах продаж устраивать дегустации, выезжаем на торговые объекты, предлагаем попробовать наши напитки. Сегодня на всех уровнях мы говорим, что надо привести на завод туристов. У нас на Слонимщине есть ряд популярных туров. Почему бы не включить винзавод? Надо показывать предприятие и дать возможность туристам попробовать и купить продукцию в фирменных магазинах. Во всем мире идет тесное сотрудничество виноделов с туристическими фирмами.
— Михаил Васильевич, что все-таки вас радует и что огорчает в отечественном виноделии?
— Радует, что тема плодовых вин обсуждается, она на острие, а это дает реальные подвижки: меняются нормативные документы, которые заставляют производителей улучшать качество.
Огорчает, что эти вопросы рассматриваются с точки зрения негатива. Марку белорусского плодово-ягодного вина подорвали его дешевизна, доступность, большой спрос и нечестное поведение игроков. Поднять ее теперь нелегко.
УДП «Слонимский винодельческий завод»
Республика Беларусь,
Гродненская область,
231800, г. Слоним,
ул. Коммунистическая, 19
Тел.: (01562) 2-11-57
(01562) 4-72-01
Тел./факс: (01562) 4-79-05