Мясной рынок глазами директоров: 7 ответов на жизненные вопросы

руководитель медиакомпании ПРОДУКТ.BY

Белорусский мясной рынок выглядит вполне благополучным: на полках — разнообразие мясной продукции, регулярно выходят новинки, а цены достаточно стабильны. А если заглянуть внутрь? Закупочные цены на ингредиенты, материалы и оборудование растут, логистика дорожает, обостряется конкуренция, а потребитель становится всё более требовательным. Как в таких обстоятельствах живётся мясопереработчикам? Каким образом удаётся обеспечивать рынок доступной мясной продукцией и сохранять белорусское качество? ПРОДУКТ.BY провёл глубинные интервью с директорами десяти мясокомбинатов. Каждый ответил на семь вопросов, и вот какая картина получилась в итоге.

слайд Как оцениваете динамику внутреннего мясного рынка в 2023 году?

 

1. Как оцениваете динамику внутреннего мясного рынка в 2023 году?

По общим оценкам, за последние пять лет существенных изменений в физических объёмахдиаграмма Как оцениваете динамику внутреннего мясного рынка в 2023 году? потребления мясной продукции в стране не наблюдалось. Скорее всего, мы достигли потолка внутреннего потребления мяса, и развитие отрасли будет связано не с ростом объёмов, а с освоением новых продуктов, внедрением новых форматов, расширением экспорта.

«Рост объёмов мясного производства в Беларуси возможен благодаря экспорту. Россия остаётся приоритетным направлением, но есть определённые перспективы и в других странах». 

«У нас не очень проработаны мусульманские рынки. Но мусульманам нужен чистый халяль, а практически все наши мясокомбинаты перерабатывают свинину и говядину на одной площадке. Чтобы делать халяль по всем требованиям, можно рассматривать вариант создания небольшой специализированной площадки в рамках области. Такая площадка могла бы оказывать платную услугу или работать по давальческой схеме с любыми мясокомбинатами из разных областей. Это позволило бы легче выходить на новые рынки». 

«Узбекистан — это вторая страна в географии поставок по объёмам экспорта после России. Разработали для него восточную линейку. Это не халяль. Но ведь люди с европейскими ценностями есть везде».

На внутреннем рынке тоже есть перспективные направления. Как отмечали респонденты, покупатели стали всё более активно переходить на продукты в индивидуальной маловесной упаковке, чаще выбирают слайсерную нарезку.

«Люди уже практически перестали покупать колбасу батонами. Им всё больше хочется разнообразия. Ведь даже в одной семье вкусы разные, и лучше взять пять продуктов по 50 граммов, съесть их, пока свежие, чем купить один батон колбасы массой 300 граммов с риском не попасть во вкус. Упаковка должна быть на один приём».

Но наши производители оказались не готовы ответить на интерес покупателей к новым форматам. Они и сами понимают это, видя, что потребность закрывают российские поставщики.

«Если раньше мы все ехали в Россию продавать, то сейчас Россия приехала к нам. Причём она приехала в том сегменте, в котором у нас недоработки. Это — слайсерная нарезка, либо импортозамещающие продукты».

2. Какие категории продуктов считаете наиболее перспективными?

«С момента ковида в 2020-м году полуфабрикаты показывают стабильный рост».

67 % считают эту категорию перспективной. Её активно осваивают и торговые сети в рамках собственных производств. Но потребители больше доверяют тому, что произведено в промышленных условиях. Ассортимент в рамках категории может быть очень разнообразным.

«Всё большим спросом пользуются говяжьи стейки. Это модно. И обратного отката не будет. Это не тот продукт, который сегодня понравился, а завтра отошёл». 

«Если раньше продукты для гриля были сезонными, то сейчас колебания не сильные. У людей во дворе и на даче есть мангал». 

«Нужно присмотреться к бургерным котлетам. Подрастает поколение молодых людей, выросших на бургерах, на Макдоналдсе, которым нужен фаст-фуд».

Тема, которая у нас практически не раскрыта, — максимально готовые к употреблению блюда.

«Нужны композиционные полуфабрикаты, когда на одном лотке есть и кусок мяса (стейки, руляды, гуляши), и гарнир, и соус. Такие наборы уже давно существуют в Европе и ОАЭ. Композиционные наборы должны быть замороженными. Они, конечно, вступят в конкуренцию с категорией «готовая еда», которую продвигают сети».

«Перспективен либо дешёвый сегмент (варёные колбасы, сосиски), либо дорогой (сырокопчёные и сыровяленые продукты), а средний сегмент выпадает. Мы видели, что идёт такое перераспределение, расширили мощности по сырокопчёным колбасам и попали в точку. Опять же, нарезка. 95 % основной массы нарезки — сырокопчёные и сыровяленые продукты. Они дорогие, ещё и сама упаковка удорожает продукт. И всё равно покупатель идёт к этому, уходит от батонов. Плюс это удобно сетям: и потери сокращаются, и недостач меньше».

диаграмма Какие категории продуктов считаете наиболее перспективными?

 

3. Процесс удешевления заставляет выбирать между ценой и качеством?

Одним из основных драйверов снижения цен на мясную продукцию производители считают ритейл. Нодиаграмма Процесс удешевления заставляет выбирать между ценой и качеством? отмечают также, что бесконечно удешевлять её без потери качества невозможно. Поэтому идти на поводу у сетей согласны далеко не все руководители. Почти 40 % участников опроса считают важным сохранять привычный для потребителей уровень качества.

«Наши технологии уже дошли до предела мастерства удешевления в рамках действующих норм. Дальше, в понимании белорусского народа, это будут несъедобные продукты».

«Если производитель подстраивается под торговые сети в надежде, что у него сначала возьмут нерентабельные продукты по низкой цене, а потом он за счёт поставки рентабельных сможет вытянуть экономику, то это только фантазии. Так не получается».

Есть руководители, которые считают, что защиту интересов мясопереработчиков могло бы взять на себя отраслевое объединение по аналогии с российским Мясным союзом.

«Такое объединение пытался в своё время создать Анатолий Гришук. Все вместе мы могли бы противостоять сетям и не соглашаться на условия, которые ухудшают финансовое положение мясокомбинатов. А сейчас мы порознь, каждый сам за себя».

4. Какие из рыночных факторов наиболее сильно влияют на отрасль в текущем году?

По общему мнению, начиная с 2023 года на отрасль сильно влияет недостаток сырья, но ещё больше — конкурентная среда. Жёсткая внутренняя конкуренция объясняется тем, что объём внутреннего рынка ограничен, плюс растёт присутствие на полке российской продукции. Чтобы сохранить место за собой, некоторые производители готовы продавать в убыток. Выход директорам опять же видится в проведении согласованной ассортиментной и ценовой политики. 

Дефицит свинины и мяса птицы также оказывает влияние на производство. И, если свинину ещё можно закупать в России, то с птицей не складывается — у нас цена на куриную грудку максимум 6,3 BYN, а там — 6,9.

«Зачастую мы меряемся, кто круче, а не думаем, как объединиться, как выстроить работу на внутреннем и внешнем рынках».

результаты опроса Какие из рыночных факторов наиболее сильно влияют на отрасль в текущем году?

 

5. Назовите факторы, негативно влияющие (ограничивающие) на развитие вашего предприятия (в части производства)

Среди факторов, ограничивающих развитие предприятий в части производства, для половины опрошенных директоров оказались недостаток кадров и их низкая квалификация.

«Тормозит развитие отрасли сильный кадровый голод. Часто даже зарплата не спасает: в инженерной и ветеринарной службах не хватает специалистов, потому что их в принципе мало на рынке. И сложно найти людей, готовых обучаться. Идут, пробуют день-два и всё — жизненные приоритеты другие. Хотят, чтобы всё было просто и легко. А такого не бывает. Вообще, впечатление от нашей молодёжи — что она уже с рождения уставшая». 

«Вопросы с кадрами были всегда. С людьми нужно работать, чтобы иметь у себя достойных специалистов». 

«Мы пошли в обвалку, начали набирать людей, обучать их и работать. Приходят частники и забирают этих людей, дают им чуть больше зарплату». 

«Обвальщики и жиловщики — это бригадные цыгане в стране. Когда нет сырья при работе на частника, они создают бригады и начинают мигрировать по заводам. Для закрепления рабочих нужно запретить им работать по договорам подряда и принимать на предприятие только с заключением контракта».

результаты опроса Назовите факторы, негативно влияющие (ограничивающие) на развитие вашего предприятия (в части производства)

 

Другая проблема — длительные сроки согласования документации на новые виды продукции. В сравнении с российским, белорусский рынок значительно менее мобилен.

«В России производители очень быстро подстраиваются к покупателям, а мы пока разработаем новый продукт, пока в лабораторию завезём, пока получим декларацию, проходит три-четыре месяца, а у них один-два. Но через три месяца продукт уже, может, и не нужен будет».

рабочий на мясном производстве в колбасном цехе

 

6. Какая стратегия в текущих рыночных условиях является залогом роста продаж?

Держать качество при всех обстоятельствах — это, по мнению большинства респондентов, самая надёжная стратегия. Чуть меньше половины, кроме того, предусматривают увеличение расходов на рекламу и развитие брендов, а также планируют расширять экспорт готовой продукции. При этом с СТМ предпочитают «не связываться», считая, что это очень удобно для заказчика, но для производителя — заведомо убыточная история.

«Нужно держать качество продукции и тратить на маркетинг, но подходить к этому с умом. Важно, чтобы товар на полке был красивый и отличался от конкурентов».

Руководители белорусских предприятий считают важным развивать внутренний рынок, наращивать потребление, ориентируясь на существующие тренды, в частности, на популярность здорового образа жизни и востребованность натуральных продуктов.

«Рост возможен, если проводить централизованную рекламу, что молоко и мясо — это хорошие, полезные продукты. Как в своё время рекламная кампания Got Milk в США». 

«Нам надо объяснять людям, что молоко и мясо само по себе — это уже ЗОЖ».

диаграмма Какая стратегия в текущих рыночных условиях является залогом роста продаж?

 

7. Как вы преодолеваете свои проблемы? Что можете посоветовать коллегам по отрасли? 

Заряжают энергией решительность руководства в преодолении проблем, понимание важности командной работы и направление стратегий на сохранение качества продукции для потребителей.

«Залог успеха — это хорошая команда». 

«Важно сохранять доверие потребителей. Беларусь — небольшая страна, и, если ты где-то провалился, об этом узнают сразу все».

Новости по теме