МИЛКАВИТА: «Молоко как смысл жизни»

Открытость, прозрачность, полная самоотдача — для компании «Милкавита» это и возможность обеспечить качество продукции, и принцип работы дружной команды, и способ организации рабочего пространства. Результат — востребованная продукция и признание потребителей. Поговорили с топами, узнали, откуда мотивация, как совместное творчество рождает инновации и почему работа над эффективностью производства никогда не останавливается?

За стеклом

Виталий НИКУЛИН — генеральный директор ОАО «Милкавита»По словам генерального директора предприятия Виталия НИКУЛИНА, руководить коллективом профессионалов, где каждый по-настоящему увлечен своим делом, — несложно, особенно, если сам готов стать примером для подчиненных. Он — за открытость и доверие, поэтому стены в его кабинете прозрачные.

Стеклянные стены, в определенном смысле, — символ открытости, ставшей частью философии «Милкавиты». «Мы работаем с полной отдачей и гордимся своей продукцией, поэтому нам нечего скрывать ни от своих потребителей, ни от партнеров, ни друг от друга, — объясняет свою позицию генеральный. — Думаю, в ближайшее время тема открытости получит развитие. Уверен, это будет способствовать более эффективной работе, поможет лучше слышать друг друга, воспринимать любые задачи, как общие, и быстрее решать их совместными усилиями».

 

Мне нравится моя работа. Как любой руководитель, живу я ей. Живу предприятием, производственными и личными проблемами людей — без них — никуда. Они — и самый главный наш актив, и источник энергии для развития. Сила — в команде.

 

«Милкавита» с готовностью открывается и во внешний мир — с недавних пор вместо глухого бетонного завода появился прозрачный. Теперь жители соседних микрорайонов, а их не много не мало — 12 тысяч человек, видят идеальную чистоту, машины, выстроенные под линеечку, наблюдают ритм работы предприятия, как приезжают и уезжают молоковозы, как развозят готовую продукцию. Мамы показывают деткам, где делают их любимое молоко, сладкие сырки, йогурты и творожные десерты. Такая прозрачность — залог доверия к продукции, уверено руководство.

«Мы и сейчас устраиваем экскурсии на производство, — продолжает Виталий Александрович, — но планируем сделать промышленный туризм одним из направлений работы. Показать, как рождается продукт, в каких условиях он производится, из какого сырья, на каких ингредиентах — лучший способ заручиться доверием потребителей, заслужить их любовь. А еще это — возможность пропагандировать принципы здорового питания, поддерживать интерес к натуральным продуктам.

Наше предприятие делает ставку на безоговорочное качество и натуральность, но сегодня судьбу любого продукта во многом определяет цена. И работа с себестоимостью — наша важнейшая задача. В первую очередь мы заинтересованы в снижении себестоимости молока у производителя. При всех климатических и макро-экономических сложностях есть примеры вполне эффективных хозяйств. Нужно добиваться, чтобы средняя себестоимость сырья по отрасли стремилась к показателям лучших. Помогаем сельчанам, что называется, и словом, и делом: оказываем техническую поддержку, консультируем по вопросам ветеринарии, совместно решаем сложные текущие вопросы».

В интересах потребителя

Ирина МИРАНЦОВА — главный технолог ОАО «Милкавита» На вопрос, как рождаются новые продукты «Милкавиты», главный технолог Ирина МИРАНЦОВА отвечает, что большинство идей, как и положено, генерирует отдел маркетинга. Анализ поведения целевой аудитории, исследования рынка, результаты опросов потребителей, данные статистики, интуиция, наконец, — так формируется понимание, какие перспективные ниши есть на рынке и каким должен быть новый продукт, чтобы понравиться покупателям. С этим знанием и четко сформулированным заданием маркетологи приходят к технологам.

«Если маркетинг видит потенциал определенного продукта, то мы должны его сделать, — говорит собеседница. — Мы всегда очень много работаем над вкусами, ароматами, консистенциями, внешним видом самого продукта. Работаем до тех пор, пока маркетологи не скажут, что результат их полностью устраивает. Это непросто, но очень увлекательно. Именно так, общими усилиями, был реализован один из самых успешных проектов Latte Barista — молоко для кофе и кофейных напитков. Не раскрывая технологических тонкостей, скажу, что этот инновационный для отечественного рынка продукт — от начала и до конца наша собственная разработка, включая дизайн упаковки.

Еще один повод для гордости — эксклюзивная линейка Gustare. В нее входят плавленый сыр «Сливочный», плавленый сыр с белыми грибами и сливочная паста «Весенняя зелень». И по внешнему виду, и по вкусу они ничуть не уступают известным во всем мире аналогам. Более того, за счет целенаправленной работы над рецептурами, подбора ингредиентов выгодно отличаются от них по цене. Когда удается реализовать проекты, которые получают высокую оценку на внутреннем рынке и признание за пределами страны, — это отличный стимул, чтобы двигаться дальше и создавать что-то необычное».

Творческий подход хорош на любом этапе: в подборе оборудования, в построении технологических цепочек, определении последовательности переходов. В результате, внеся небольшие доработки, изменив нюансы, можно существенно расширить возможности технологического оборудования и получить линию для выпуска нескольких различных продуктов. В коллективе каждый заинтересован в том, чтобы усовершенствовать процесс, сделать его более эффективным, с минимальными затратами добиться большего результата.

«Мы не забываем, что любой продукт должен быть не только востребован, но и доступен потребителю, а еще — приносить хорошую прибыль предприятию. Рассматриваем любые возможности для снижения себестоимости: совершенствуем процессы, работаем с различными поставщиками упаковки, ингредиентов, ищем нетривиальные решения. Если каждый человек любит свое дело, предан ему, чувствует свою ответственность перед коллегами — воплощаются самые смелые идеи», — заключает Ирина.

Эффективность без границ

Александр СТРУГАЛЬСКИЙ — главный инженер предприятия ОАО «Милкавита» «Никогда не останавливаться — вот наш главный девиз, — поддерживает коллегу главный инженер предприятия Александр СТРУГАЛЬСКИЙ. — Нельзя терять темп даже в самые тяжелые времена. И поэтому где-то сами, где-то с помощью партнеров мы всегда продолжаем развиваться и постоянно чему-то учимся. В помощь нам — выставки, семинары, курсы; руководство всегда поддерживает стремление расти, не жалеет на это средств. Резон простой: увидев, узнав что-то, человек стремится внедрить новинку у себя. Так рано или поздно воплощаются на «Милкавите» очень многие идеи.

Нельзя сказать, что на нашем предприятии работа с технологическим оборудованием — это исключительная зона ответственности службы главного инженера. Решение о том, в какую сторону двигаться, принимается коллегиально — маркетинг, производственники, технари. Последние активно включаются на этапе внедрения, подбирают оборудование с учетом его надежности, долговечности затрат на эксплуатацию на протяжении всего жизненного цикла.

Как работаем? Покупая новое оборудование, смотрим в перспективу, стараемся предусмотреть максимальное количество возможностей. Но, с другой стороны, всегда ищем способы организовать производство новинок на имеющихся мощностях. Не секрет, что оборудование для пищевой промышленности очень дорогое, а идей у производственников много — за ними только поспевай. Но мы готовы включаться в самые фантастические проекты, хотя правильнее будет сказать, что никогда и не выключаемся».

Молокозавод — это не только процесс переработки молока, но и вспомогательные производства: обеспечение техпроцессов теплом, холодом, переработка сточных вод, экологические мероприятия — все влияет на себестоимость конечного продукта. В эти направления предприятие достаточно много вкладывает.

«Мы всегда в поиске, как буквально по крупицам сэкономить энергоресурсы, газ, электроэнергию, воду, — рассказывает Александр Петрович. — В этом году внедрили установку, которая позволяет собирать конденсат соковых паров при производстве сухой сыворотки. Он очищается и используется повторно в технологии и для технических нужд. Недавно заменили аммиачное компрессорное оборудование, значительно увеличив его производительность. При этом объем хранящегося на предприятии аммиака уменьшился. Последнее особенно важно, учитывая, что вокруг выросли жилые микрорайоны.

Дорогостоящий и важный аспект — сточные воды. Запустили локальные очистные сооружения, которые сняли проблемы с водоканалом. Экология — не просто модное слово, а важное требование нашей жизни — своим детям мы должны оставить чистую планету. Да и экономике от экологии одни плюсы. Так, в процессе очистки сточных вод образуется биогаз, который перерабатывается в электроэнергию».

Часть необходимого оборудования специалисты предприятия делают своими силами. И это их личный вклад в снижение себестоимости. Техническая команда очень молодая, заряженная. С  ними, по признанию руководителя, легко и приятно работать: «Люди хотят продвинуться, показать, чего они стоят. Поэтому всегда есть на кого опереться, есть кому генерировать и реализовывать идеи. Самый главный стимул  — уважение в коллективе, когда тебя ценят, — это всегда заметно».

Маркетинг в помощь

Александр ДРОЗДОВ — начальник отдела маркетинга ОАО «Милкавита» «Для маркетолога интересы потребителя всегда на первом месте, — включается в разговор начальник отдела маркетинга Александр ДРОЗДОВ, — но на практике, конечно, приходится учитывать и технические возможности предприятия, и экономические условия, и многое другое. Высший пилотаж в маркетинге — превратить недорогой традиционный продукт в высокомаржинальный, но, чтобы реализовать перспективную идею, нужна синергия команды».

Как это работает, показала линейка Latte Barista. В принципе, это универсальные продукты, но создавались они с прицелом на HoReCa, с учетом требований профессиональных бариста. Поэтому пришлось поработать над их свойствами. Важно было обеспечить правильное соотношение белка и жира. Избыток жира — забивается вкус кофе, при низкой жирности пропадет приятный сладковатый привкус. Белок определяет качество пенки.

«Радует, что целевая аудитория высоко оценила наши усилия, — делится собеседник. — Специалисты особо отмечают, что Latte Barista — это всегда предсказуемый результат. По нашим данным, на нем работают уже около 30 % минских кофеен. Растет реализация. Этот пример еще раз показывает, как важно уловить перспективный тренд, быстро и точно ответить на растущий спрос. Мы стараемся.

 

Я горжусь тем, что руководители подразделений — профессионалы самого высокого уровня, готовые решить любую задачу минимальными средствами. Восхищаюсь, как изобретательно работает инженерная служба, а технологи — просто творят чудеса. В результате мы получаем продукты, которые, казалось бы, нельзя получить. Это и есть сила команды. Это и есть наше главное конкурентное преимущество.

 

Я считаю, что производители должны быть открытыми к рынку, учитывать интересы самых разных групп покупателей. Возьмите сыр: кто-то покупает его исключительно в потребительской упаковке, а кто-то хочет, чтобы в магазине отрезали кусочек нужного размера именно для него. Статусным выдержанным сырам, безусловно, нужна премиальная упаковка, но должна быть и более экономичная — для тех, кто еще не знаком с такими сырами и хочет попробовать. У нас еще не слишком развита массовая культура потребления выдержанных сыров, нужно поддерживать интерес потребителей к ним. А еще — создавать сильные бренды, заниматься их продвижением. Я, как маркетолог, безусловно, верю в силу бренда. И если говорить о главном конкурентном преимуществе компании «Милкавита» — это ее сплоченный коллектив». 

Источник: ПРОДУКТ.BY