«Зеленая неделя»: как будет развиваться сельское хозяйство в Европе
- 24.01.2019 11:43
На прошлой неделе в Берлине стартовала одна из важнейших международных выставок в отрасли сельского хозяйства — «Зеленая неделя». В этом году на открытии выставки свои заявления сделали сразу несколько крупных европейских чиновников и представителей отрасли — европейский комиссар по сельском хозяйству Фил Хоган, министр сельского хозяйства Германии Юлия Клекнер и президент Немецкой ассоциации фермеров Йоахим Руквид. Milknews побывал на мероприятии и рассказывает о том, какие направления развития АПК в Европе определили эксперты.
Диджитал в каждую деревню
Почти все спикеры «Зеленой недели», как и эксперты выставки Eurotier, на которой побывал Milknews в 2018 году, говорили об острой необходимости самых современных высоких технологий в отрасли сельского хозяйства. Такие технологии нужны сектору, прежде всего, для того, чтобы разумно использовать наиболее невозобновляемые ресурсы, а также химикаты, о которых так часто возникают споры. «Да, нам нужны пестициды, иначе мы будем терять слишком много урожая, а это недопустимо, но мы будем использовать пестициды только тогда, когда это действительно необходимо, и в этом нам помогут современные технологии», — сказала министр сельского хозяйства Германии Юлия Клекнер.
На выставке Клекнер показала журналистам пример интеллектуального применения высоких технологий: фрагмент яблоневого сада, за состоянием которого полностью следят сенсоры и дроны. Такая система разрабатывается на базе государственного научного института сельскохозяйственной инженерии и биоэкономии имени Лейбница. «В будущем у нас будут роботы на каждом поле, а вся информация будет собираться в облака, а затем поступать в супермаркет и напрямую покупателю», — уверила Клекнер.
Она отметила, что на проведение высокоскоростного интернета в сельской местности Евросоюз выделит 70 млрд евро до 2022 года. «Нам нужен 5g интернет в каждой деревне и у каждого молочного танка», — поддержал министра президент Немецкой ассоциации фермеров Йоахим Руквид.
Деньги пойдут не только на внедрение высоких технологий, но и на строительство современной инфраструктуры в деревнях. По словам Руквида, очень важно, чтобы сельская местность оставалась таким же привлекательным местом работы для молодых специалистов, как и города. Сегодня, по данным европейской статистики, в фермерском секторе 60% рабочих старше 40 лет, в остальных сферах людей этой возрастной группы 55%.
Прослеживаемость как новый потребительский тренд
Вместе с ростом благосостояния развитых стран меняются и потребительские тренды, рассказали эксперты «Зеленые недели». В обществе формируются новые запросы на сельхозпродукцию, которая произведена экологичным способом и при бережном отношении к животным. «Потребители хотят платить больше за сельхозпродукцию с производств, бережно относящихся к природе и животным в частности», — сказала Юлия Клекнер.
Речь идет о системе, которая рассказывает, каким образом производители содержат животных на ферме. Такая маркировка уже существует в Евросоюзе, но для большинства продуктов она носит необязательный характер. Единственным продуктом, по которому фермеры должны отчитываться, в 2004 году стали куриные яйца. Производителей обязали указывать на упаковке метод содержания куриц на ферме — в клетках или без клеток. По данным инициативной группы World Farming, после введения такой маркировки количество хозяйств, где куриц не держат в клетках, увеличилось в разы.
На «Зеленой неделе» эксперты отметили, что подобную систему прослеживаемости вместе с общей системой бережного отношения к животным в Евросоюзе будут обязательно развивать. «Многие потребители хотят знать все о том, как жили животные на фермах», — сказала министр. При этом, как указано на официальном портале Евросоюза, разрабатываемая система прослеживаемости не станет еще одной маркировкой, обязательной для всех товаров, а будет выглядеть как добровольная информационная система для потребителей. Продукты, участвующие в этой системе, будут рассчитаны на более состоятельных потребителей, готовых заплатить больше за премиальный экологичный продукт.
Маркировка без перегрузок
Еще одним трендом, который озвучили эксперты на «Зеленой неделе», стала маркировка продуктов питания без информационной перегрузки потребителей. «На упаковках товарах появляется все больше и больше информации о свойствах продукта, однако это не делает нас более информированными, потребители — это не эксперты, чтобы понимать все, что там написано», — сказала Клекнер.
По словам министра, сейчас в европейском сообществе активно обсуждается возможность существенно сократить количество информации на упаковке и перейти на более простую и понятную потребителю маркировку «Светофор». Подобная система уже обсуждалась в Евросоюзе, но была отклонена участниками в 2011 году. По словам Клекнер, сейчас разговоры о внедрении трехцветной маркировки возобновились, весной европейские власти сделают заявление по этому поводу.
Новая трехцветная маркировка призвана информировать потребителей о самых важных составных частях продукта, например, о содержании сахара. Продукты с повышенным содержанием сахара будут автоматически попадать в «красную» категорию. При этом, по словам Клекнер, европейские власти пересмотрели позицию по жирам. Если раньше обезжиренные продукты относились к полезным, то теперь в «зеленую» категорию скорее попадут продукты, которые содержат адекватную долю жиров.
Напомним, что в 2011 году обсуждение трехцветной маркировки закончилось из-за спора стран относительно категорий продуктов. Против системы выступили такие страны, как Кипр, Греция, Италия, Португалия, Румыния и Испания. Представители средиземноморских стран выразили опасения, что большая часть продуктов из средиземноморской диеты попадет в «красную» категорию из-за содержания жиров.
Эффективность производства и стабильность рынка
В 2019 году на аграрный рынок Евросоюза и всего мира в целом продолжат влиять мировые геополитические события. Одним из таких факторов станет Brexit, ситуацию с которым активно обсуждали участники «Зеленой недели». «Нам важно понять, как будет происходить Brexit», — сказал президент Немецкой ассоциации фермеров Йоахим Руквид. По его словам, только Германия поставляет в Великобританию ежегодно сельскохозяйственную продукцию на сумму более 4,5 млрд евро.
Неопределенность ситуации с выходом Великобритании из Евросоюза подтвердил и европейский комиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган. Однако он подчеркнул, что как и в ситуации с российским эмбарго, европейские власти прорабатывают все сценарии развития Brexit. «В целом мы готовы ко всему, как и в ситуации с эмбарго, мы должны быть во всеоружии», — отметил Хоган. Для этого Евросоюз продолжает прорабатывать новые рынки, прежде всего, они заинтересованы в Африке и Азии. Хоган особо отметил успехи в рамках торговли ЕС с Японией. По словам Фила Хогана, Евросоюз будет также обеспечивать стабильную ситуацию на рынке за счет финансовых инструментов.
В 2019 году в ЕС пройдет сразу несколько событий, которые окажут прямое влияние на аграрный сектор в будущем. Во-первых, это выборы в парламент, которые состоятся в мае. Во-вторых, это бюджет, который будет принят по их итогам и определит политику союза на следующие 7 лет.
Фил Хоган пообещал, что в новой сельскохозяйственной политике Евросоюза будут максимально учтены интересы аграриев, при этом распределение государственной поддержки будет изменено. Теперь субсидии будут привязаны к эффективности производства. «Это снизит административную нагрузку на фермеров, мы постараемся отойти от четких правил и требований, с которыми раньше была связана господдержка», — отметил он.
Он также напомнил, что в прошлом году европейские институты впервые достигли соглашения по торговым практикам, которые теперь считаются недобросовестными и запрещены на территории ЕС. Ритейлерам и дистрибьюторам запретили поздно рассчитываться с аграриями за поставку скоропортящихся товаров, отменять заказ в последний момент, менять контракт в одностороннем порядке или вообще работать без письменного документа.
Целый список практик попал в «серый» лист и разрешен только с добровольного согласия сторон. Речь идет о возвратах ритейлеров товаров поставщикам, взимания предоплаты с поставщика в качестве гарантии поставки и оплаты поставщиком маркетингового продвижения в торговой сети.