Почему Казахстан в 2020 году столкнется с молочным кризисом
- 14.06.2019 11:45
По данным МСХ, в Казахстане ежегодно выпускается 3,8 млн тонн молока. И несмотря на то что дефицит на рынке с лихвой может закрыть его десятая доля, в скором будущем страна может столкнуться с молочным кризисом. Связано это со вступлением в силу специального техрегламента ЕАЭС, который уже с 2020 года обяжет казахстанских молокопроизводителей работать по евразийским стандартам. Прежние санитарные нормы, на которые раньше закрывали глаза, существенно ужесточатся, а мелкие поставщики больше не смогут бесконтрольно сдавать заготовителям некачественное сырье.
Почему стандарты качества, по которым другие страны Евразийского союза работают уже не первый год, могут обернуться для Казахстана серьёзными проблемами и есть ли у отечественного молочного рынка перспективы в будущем, разбирался Informburo.kz.
У Казахстана было 2,5 года, чтобы подготовиться. Что из этого вышло?
В Техническом регламенте прописан ряд несложных условий по производству и транспортировке сырого молока. Среди основных условий — отсутствие биологических загрязнителей и патогенной микрофлоры, а также низкое остаточное содержание антибиотиков. Простыми словами, в молоке, которое принимают заводы на переработку, не должно быть грязи, пыли и условий для размножения микробов.
Эти нормы в странах Евразийского экономического союза вступили в силу ещё в июле 2017 года. Однако для Казахстана, где большая часть сырья для молокозаводов собирается из личных подсобных хозяйств в сельской местности, дали отсрочку на 2,5 года — до 1 января 2020 года, чтобы подготовить отрасль к работе по новым стандартам.
Однако за выделенное дополнительное время ситуация существенно не изменилась, считают в Молочном союзе Казахстана, который объединяет около 33 переработчиков. По их оценке, новые требования, к которым страна так и не успела подготовиться, ещё больше усугубят ситуацию для молзаводов, которые и без того уже долгое время находятся в условиях дефицита качественного сырья.
По их информации, в стране ежегодно производится свыше пяти млн тонн сырого молока, при этом перерабатывается на заводах только 1,5 млн тонн, из них 50% или около 700 тысяч тонн не соответствует новым требования. И с 2020 года такое молоко принимать на переработку запрещается, но откуда предприятия будут брать недостающие сырьё, пока неясно.
Молочный союз в ожидании кризиса
Основной причиной такого положения дел, по словам исполнительного директора МСК Владимира Кожевникова, является то, что не все хотят соблюдать новые требования либо до сих пор не знают о них.
«Сейчас основной нашей проблемой являются личные подсобные хозяйства, которым теперь, чтобы сдать на переработку молоко, необходимо соблюдать хотя бы элементарные санитарные нормы: к примеру, нельзя доить в пластмассовое ведро, потому что в микротрещинах собираются микробы, нужно сразу это молоко охладить и желательно его сразу же процедить», — отметил Владимир Кожевников
«Если молоко несётся на сдачу через весь посёлок, то хотя бы нужно прикрыть ведро чистой марлей, чтобы по дороге не попала пыль и грязь. И не сдавать молоко коровы, которая недавно прошла лечение. Есть заготовительные организации, которые проводят разъяснительную работу, объясняют, что нужно делать и чего делать нельзя, но, к сожалению, не все эти требования выполняют», — отметил он.
Помимо санитарных норм в Техническом регламенте прописаны требования, которые касаются температурного режима при транспортировке молока из подсобных хозяйств на заводы. Но мелким владельцам КРС невыгодно покупать специальные охладители для нескольких вёдер молока в день, а многие заготовительные организации используют ещё советские молоковозы и обновление автопарка им не по карману. И, как отметил Владимир Кожевников, на данный момент заводам приходится самостоятельно доводить это молоко до требуемых стандартов.
«На каждом заводе есть лаборатория, которая проводит анализ всего молока, которое поступает на переработку. Если оно не соответствует условиям, к примеру, по микробиологическим показателям, по кислотности и плотности, то его просто заворачивают, не принимают. Есть молоко, которое мы принимаем и доводим до необходимых кондиций, но это дополнительные расходы. А с 2020 года и такое молоко мы не сможем принимать. И мы хотим, чтобы на эту проблему обратили более пристальное внимание», — пояснил Кожевников.
Из-за дефицита сырья, по его мнению, пострадают не только отечественные молочные заводы, которые и так испытывают давление более подготовленных конкурентов из стран-участниц ЕАЭС, но и обычные животноводы: для многих сдача молока на переработку является единственным источником дохода в сельской местности.
Под угрозой также находится здоровье рядовых казахстанцев, так как не принятое на переработку заводами молоко окажется на стихийных рынках. Так, согласно опросу МСК, в среднем около 1/3 жителей Казахстана покупают молоко с рук — в тройке лидеров Шымкент, Алматы и Нур-Султан.
«Что такое личное подсобное хозяйство? Это когда человек держит корову для себя, а мы превратили их в товаропроизводителей и стали зависимы от них. В идеале мы считаем, что лучше производить всё на промышленной основе на крупных молочных товарных фермах, тогда проблем с качеством не будет», — подчеркнул представитель МСК.
Минсельхоз: проблема дефицита молока раздута
Но в Министерстве сельского хозяйства РК считают, что проблема дефицита молока раздута и беспокойства «молочников» не разделяют: по их подсчётам, объёмы некачественного молока завышены самими заводами в два раза. При этом нехватку сырья перекроют организованные молочно-товарные фермы, которые ежегодно наращивают объёмы производства.
По словам директора Департамента производства и переработки животноводческой продукции Еркебулана Ахметова, дефицитом считается тот объём, который приходится импортировать в страну из-за рубежа — в основном это сырная продукция, сливочное масло и сухое молоко — в пересчёте на сырьё выходит около 400 тысяч тонн.
«Дефицит есть. Он есть по импортозамещению, но для того чтобы его уменьшить, необходимо дозагружать молокоперерабатывающие заводы. Молочный союз говорит, что 50% молока поставляется личными подсобными хозяйствами, но на практике это не так», — сказал Ахметов.
Он отметил, что особая нехватка сырья ощущается в межсезонье, из-за чего многим предприятиям приходится работать на сухом молоке либо сокращать производство. Но, по оценке министерства, недостающие объёмы сырья, которые могут возникнуть после вступления Технического регламента в силу, предоставят организованные хозяйства, которые ежегодно наращивают производство.
«Говорить о том, что со вступлением в силу норм технического регламента все заводы приостановят свою деятельность и сырья не будет, — это однозначно неправильная формулировка. Мы можем сказать, что ежегодно организованные хозяйства наращивают объёмы на 100-150 тысяч тонн. Этот темп у нас на протяжении последних нескольких лет сохраняется. Именно организационные хозяйства хороший прирост дают — в районе 8-10% ежегодно», — подчеркнул представитель МСХ.
При этом, согласно прогнозам министерства, за 10 лет строительство новых товарных ферм должно обеспечить прирост производства молока на миллион тонн, то есть по 100 тысяч тонн ежегодно. Однако за прошлый год было создано 29 молочно-товарных ферм с мощностью тысяча голов КРС, они обеспечили прирост только 1/4 от запланированного объёма — 24,5 тысяч тонн. Продолжается строительство ещё 58 объектов с общей мощностью 18 тысяч голов, их сдача запланирована на 2019-2020 годы.
«Если бы за 2,5 года отсрочки Минсельхозом ничего не предпринималось, то на основе чего идёт прирост товарного молока? Мы сегодня выделяем из бюджета больше 17 млрд тенге ежегодно на то, чтобы субсидировать производство молока. Мы с прошлого года начали кредитование и создание семейных и промышленных ферм по программе "Ырыс", которая ранее финансировала только семейные фермы», — отметил он.
По его данным, профинансировано около 155 малых предприятий, которые купили оборудование на 766,4 млн тенге.
«Воздушные объёмы» в официальной статистике
Отдельной серьёзной проблемой в отрасли является учёт объёма производимого в стране молока. Официальный подсчёт ведёт Комитет статистики, но с его отчётами не согласны ни в Молочном союзе, ни в Министерстве сельского хозяйства, так как считают, что есть «воздушные объёмы». Однако каждый из них называет свои цифры — расхождение более чем в миллион тонн.
«По официальной статистике мы производим 5,8 млн тонн молока, но по нашим подсчётам в структуре на крестьянско-фермерские хозяйства приходится около 950 тысяч тонн, на организованные хозяйства и крупные ТОО — 450 тысяч тонн, а вся остальная разница приписывается личным подсобным хозяйствам. Но на самом деле там нет таких объёмов. И многие товаропроизводители с нами согласны, потому что в официальных данных есть "воздушные объёмы". Мы даже выявляли эти факты и в прошлом году в рамках Правительства поднимали этот вопрос», — рассказал Еркебулан Ахметов.
В действительности же, по его словам, в 2018 году заводы переработали 1,5 млн тонн молока, при этом из личных подсобных хозяйств было принято всего 350 тысяч тонн, а не 700 тысяч, как утверждают в Молочном союзе, ещё чуть более 894 тонн произвели организованные хозяйства и 250 тысяч тонн предприятия перекрыли сухим молоком.
Представитель МСХ указал ещё на пару «сомнительных моментов» в данных официальной статистики. Первый: расчёт удоя берётся и с мясных коров, которые дают мало молока, в основном столько, сколько потребуется для выкармливания телят. Эти породы в большинстве странах СНГ методикой подсчёта не охватываются, однако в Казахстане в учёт берутся все. Второе: расхождения по норме выпойки телят, то есть в МСХ считают, что на это уходит более 13% всего произведённого молока, в Комитете статистики — чуть меньше.
«В совокупности эти два показателя примерно плюсуют дополнительно 1,1 млн тонн молока. Если смотреть отраслевую программу развития молочного животноводства, которая рассчитана на 10 лет, то увидите, что мы базируемся на общем объёме производства около 3,8 млн тонн — это наиболее реальная цифра за вычетом выпойки телят и потерь», — добавил директор департамента.
Не только государство должно решать проблемы
При этом в министерстве считают, что не только государство должно решать проблему личных подсобных хозяйств и в целом дефицита сырья в стране. По словам Ахметова, основная проблема в том, что заводам нужно качественное сырье, а оно появится тогда, когда будут обеспечены все санитарные и ветеринарные нормы, но у переработчиков нет ни времени, ни возможности для этого. В этой связи ведомство с прошлого года обязало все организованные хозяйства, которые получают субсидии от государства на молоко, каждый месяц проводить лабораторные исследования своей продукции.
«Мы со своей стороны анализируем данные этих предприятий и видим, что динамика по соматике молока идёт на улучшение. Раньше фермеры, когда сдавали своё молоко на переработку, максимум там могли проверить белок и жир, а про соматику всегда забывали, потому что это не прописано в требованиях. Полученная после проверки информация попадает в наш институт животноводства, который выявляет причину и сразу даёт рекомендации», — добавил Еркебулан Ахметов.
По его словам, также на обучение местных производителей работе по новым стандартам в этом году выделено около 400 млн тенге, ранее это финансировалось за счёт грантов, полученных от ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)
Что касается наплыва на стихийные рынки непринятого заводами молока, то, по его мнению, необходимо оценить спрос на него и усилить контроль, чтобы у всей продукции были соответствующие справки о том, что оно прошло лабораторную проверку по биологическим и санитарным требованиям.
«Если потребитель хочет покупать только домашнее молоко, то ему это никто не может запретить. Это его право, но однозначно нужно усиливать контроль через рынки, чтобы там продавалась соответствующая продукция, должна быть справка и соответствующие качество. Но это уже вопрос другой плоскости», — подчеркнул Ахметов
При этом альтернативным рынком сбыта несоответствующего сырья, по мнению МСХ, может стать его переработка в сухое цельное молоко для выпойки телят. Его доля на данный момент составляет 14% в общем объёме молочной продукции в стране.
Иван Сауэр: молочные заводы обоснованно закручивают гайки
Иван Сауэр, директор ТОО Агрофирма «Родина», поделился своим мнением по поводу сложившейся ситуации. Его предприятие уже более 20 лет не закупает сырья на стороне, обеспечивая производство собственным поголовьем. И по его мнению, объёмы молока из личных подсобных хозяйств на заводах перерабатываются значительно меньшие, чем указано в официальной статистике, но его количество всё равно значительное, чтобы создать серьёзные проблемы.
«Обеспокоенность Молочного союза в части качества молока я разделяю. Потому что, например, наш завод, который выпускает 50 тонн собственной продукции, реально может производить 100 тонн. Наше молоко покупают, но мы не можем закупать молоко со стороны, потому что оно совершенно не дотягивают по качественным параметрам до нашего уровня», — сказал он.
«Но его покупают другие заводы, продукция которых не так котируется, как, к примеру наша. Молоко из мелких товарные ферм и личных подсобных хозяйств, как это помягче сказать, нуждается в очень глубокой доработке», — добавил Сауэр.
При этом, по его словам, ситуация с дефицитом сырья вполне обоснованно накручивается самими заводами — их цель добиться качества от поставщиков. Если раньше переработчикам приходилось закупать молоко низкого качества, так как они боялись лишиться поставщиков, то сейчас ситуация изменилась, и как отметил Иван Сауэр, в пользу молзаводов.
«Сейчас такого дефицита нет, и появился шанс, чтобы эти гайки закручивать и всё-таки добиваться качества. Этим шансом они (переработчики. — Авт.) и решили воспользоваться. Но в любом случае им надо будет свои заводы чем-то загружать, и они будут вынуждены либо покупать это молоко, либо брать порошок (сухое молоко. — Авт.) и бодяжить, чем они, собственно, и грешат. Поэтому они хотят сейчас эту ситуацию обострить. Но то, что надо качество молока поднимать, я поддерживаю», — подчеркнул он.
По его словам, в стране должна появиться специальная программа, которая позволила бы на нормальных условиях поставщикам обновить оборудование и заняться селекционно-племенной работой, для того чтобы создать все условия для производства качественного молока. Иначе, по словам Сауэра: «Мы хорошо сядем на порошок».
«Понимаете, если ты взял плохое сырье, то чтобы ты ни делал, как бы ни крутил, это плохое качество где-то выстрелит. И рисковать дальше молочные заводы не хотят, поэтому для них будет лучше взять порошок и ничем не рисковать. Но опять же, если они будут называть порошок порошком (для питьевого молока категорически запрещено применение сухого молока в производстве, иначе продукт будет называться: "молочный напиток" или "восстановленное молоко". — Авт.), то у них пойдут проблемы со сбытом. И им всё равно придётся вернуться к проблеме качества молока от поставщиков», — подчеркнул он.
По его мнению, заявления Молочного союза о дефиците обоснованны, но малым производителям поднимать уровень качества слишком затратно, либо их объёмы молока настолько малы, что расходы не имеют смысла.
«Молоко из вымени коровы должно сразу же идти в специальный охладитель. Кто в домашних условиях это делает? Молоко должно перемешиваться и равномерно охлаждаться, иначе сразу начинается процесс брожения, и это уже не молоко, а если его поставят в холодильник или погреб, то оно не будет считаться первосортным, там всё равно будет повышенная кислотность», — подчеркнул он.
«Личные подсобные хозяйства никто не контролирует, поэтому человек не наберётся мужества вылить некачественное молоко на землю, он его куда-нибудь спихнёт. А когда его размешают в нескольких тоннах, то никто не поймёт, кто сдал это плохое молоко», — добавил Сауэр.
Увеличить объёмы товарного молока с крупных ферм и кооперативов, чтобы заводы не использовали ресурсы личных подсобных хозяйств, как планируют сделать в Министерстве сельского хозяйства, по словам Ивана Сауэра, быстро не получится — на это может уйти несколько лет.