Кондитерская отрасль уверенно наращивает внешнюю торговлю и присматривается к китайскому потребителю

Кондитерская отрасль всегда являлась визитной карточкой нашей перерабатывающей отрасли. Белорусские конфеты и сладости всегда котировались и на родине, и за рубежом, пишет sb.by.

Об основных тенденциях развития белорусской кондитерской отрасли рассказал заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Иван Маковский

Сахар подешевел

— В последнее время увеличились объемы импорта кондитерских изделий из России и Украины. С какими факторами связана эта тенденция?

— Да, действительно, объемы импорта по таким позициям, как кондитерская, масложировая и сахарная продукция, существенно выросли. В первую очередь это связано с интеграционными процессами. Беларусь и Россия входят в Евразийский экономический союз, находятся в едином таможенном пространстве, поэтому совершенно закономерен рост товарооборота между нашими странами. При этом увеличился не только импорт из России, но и экспорт белорусской продукции. За первое полугодие темп поставок в РФ кондитерской продукции — 125,0 процента, алкогольной — 139,9 процента. Что касается импорта продукции из Украины, очевидно, что в связи с сокращением для украинских производителей российского рынка сбыта они вынуждены вести наступательную политику на других направлениях, в том числе в Беларусь.

— В прошлом году в силу ряда причин установились достаточно высокие цены на белорусский сахар. Насколько серьезно это повлияло на работу кондитерской отрасли?

— Отпускные цены на сахар белый кристаллический у наших производителей не пересматривались с 5 августа 2016 года. С 11 января по 15 июня 2017 года и с 27 июня 2017-го по 16 января 2018 года всем покупателям (а не только оптовому звену) организациями сахарной отрасли предоставлялись скидки от прейскурантной цены согласно действующим у них положениям о скидках. Постановлением МАРТ от 4 декабря 2017 года № 60 «Об установлении предельных минимальных цен на сахар белый кристаллический» введено временное ценовое регулирование на сахар. Были установлены предельные минимальные цены и предельные максимальные торговые надбавки до 15 процентов. По ходатайству концерна «Белгоспищепром» МАРТ принято постановление от 17 июля 2018 г. № 56 «О государственном регулировании цен на сахар белый кристаллический», которым продлен срок госрегулирования до 340 дней.

Следует отметить, что действующие предельные минимальные отпускные цены на сахар сформированы с учетом средней скидки по отрасли  к прейскурантной цене (установленной 5 мая 2016 года) до 12,3 процента — по сахару в мешках по 50 кг (для целей промышленной переработки), до 10,8 процента — по сахару в мешках по 1 кг (для целей, не связанных с промышленной переработкой). Вышеперечисленные меры позволили снизить розничные цены на сахар. Если в декабре 2016-го, по данным Белстата, розничная цена за 1 кг сахара составляла 1,74 рубля, то в июне 2018-го — 1,53 рубля, или ниже на 12,1 процента. Это, в свою очередь, позволило снизить затраты в производстве кондитерской продукции.

— За счет каких факторов удается выиграть конкуренцию на зарубежных рынках? Конкуренция-то жесточайшая.

— Хотел бы отметить, что белорусская кондитерская продукция всегда имела устойчивый спрос как на российском, так и на многих других рынках. Сегодня география экспорта насчитывает 20 стран: государства ЕАЭС, СНГ, Америки, Ближнего и Дальнего Востока. В прошлом году мы поставили на экспорт кондитерской продукции на 44 миллиона долларов, увеличив объемы в 1,5 раза. В этом году по итогам шести месяцев экспорт составил 23,1 миллиона долларов, рост — 126,8 процента. Ключевым конкурентным преимуществом наших изделий является качество. Кондитерские предприятия страны осуществляют выпуск продукции преимущественно по государственным стандартам, в которых установлены требования к качеству, не уступающие требованиям советских ГОСТов и международных стандартов.

Для обеспечения соответствия белорусских стандартов на пищевую продукцию европейским (международным) нормам и возможностям отечественной промышленности каждые пять лет в стране проводится проверка их научно-технического уровня. При этом учитываются изменения, произошедшие в процессах разработки, производства и хранения продукции.

Стабильность потребления

— Какие тенденции сегодня характерны для кондитерской индустрии в ЕАЭС и ближайших к Беларуси регионах?

— В целом потребление кондитерских изделий как в мире, так и в нашем регионе остается стабильным. По итогам 2017 года рост кондитерского рынка России — 102—103 процента, нашего — 106 процентов. В этом году ожидается приблизительно такая же динамика. Растет экспорт кондитерской продукции за пределы ЕАЭС. Один из ключевых для нас рынков — китайский. Конечно, для поддержания конкурентоспособности белорусской кондитерской продукции недостаточно просто производить хороший продукт, требуются масштабные вложения в его продвижение, работа над себестоимостью — именно на этом сосредоточены сегодня основные усилия отрасли.

— Насколько сильно в регионе влияние транснациональных корпораций? Какие для Беларуси оптимальные стратегии взаимодействия с крупными игроками мирового рынка?

— Влияние таких компаний можно рассматривать в разрезе нескольких аспектов. Ретейл воспринимает их торговую политику как европейские стандарты сотрудничества производителя и продавца: предоставление глубоких скидок, бонусов и выплат, высокая акционная активность. Подобные подходы наша торговля пытается активно применять и к отечественным производителям.

Транснациональные компании проводят и довольно агрессивную маркетинговую политику: транслирование рекламы на телеканалах с высоким уровнем охвата, массовые розыгрыши призов, активная работа в интернет-пространстве. Конечно, это влияет на восприятие потребителя, его желание следовать современным трендам. Более того, такая активная работа по продвижению продукции заставляет и наших производителей идти навстречу новым веяниям как в рекламе и маркетинге, так и в производстве новых уникальных видов продукции.

Мы поддерживаем позицию наших предприятий, основная цель которых — обеспечить для потребителя не только большой ассортимент продукции, но и качество по разумной цене. Полагаю, именно такая стратегия поможет нам не только на равных соревноваться с транснациональными корпорациями, но и усиливать свои позиции на белорусском рынке. Хочу отметить, что наши производители всегда играют по правилам рынка и не пытаются искать помощи в воздействии административных рычагов. Здоровая конкуренция априори должна предусматривать равные условия для всех игроков вне зависимости от их масштаба и страновой принадлежности. У потребителя всегда должен быть выбор, и наша задача — сделать все, чтобы сам покупатель захотел приобрести именно наш товар.