Растительные масла: взгляд из Витебска

В начале июня на площадке Витебского маслоэкстракционного завода прошло довольно любопытное событие.

Силами концерна «Белгоспищепром» и Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию там был организован семинар «Научно-практическое сопровождение масложировой отрасли».

С учетом того, что Витебский МЭЗ для «Продукт. BY» в последние годы стал «вторым, часто посещаемым родным домом», не обошлось там 9 июня и без нашего присутствия. Общие впечатления от всего увиденного и услышанного мы, как могли, постарались передать.

Скажу сразу, вместо приветствия. Не хватит, наверное, целого журнала, чтобы подробно описать все выступления, отразить уровни вопросов и проблем, затронутых в тот день в Витебске.

Освещались там вопросы самого разного направления: от подготовки почвы и семенного фонда до производства маслосемян и возможностей получения готового продукта — при том или ином варианте селекции и т. д. Шла также речь про добычу и переработку растительных масел с учетом сегодняшних специфических условий. Потом специалисты в кулуарах говорили о том, что такого широкого охвата и анализа состояния масложировой отрасли в рамках одного мероприятия давно не встречалось, на всем постсоветском пространстве в том числе.

Возможно, на фоне кипучей энергии хозяев мероприятия — представителей МЭЗа — не хватало такой же активности от других белорусских предприятий. Но это — единственная ложка дегтя в данной научно-практической «бочке масла». Со своей стороны, мы постарались выбрать для вас все самое интересное из этого мероприятия.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОСЫЛ

Открывая семинар, генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию» Зенон ЛОВКИС заявил о том, что сегодня чрезвычайно важно дать ответ на ряд вопросов, в частности, готовы ли белорусские предприятия масложировой отрасли применить технические регламенты и стандарты, принятые на уровне Таможенного союза. Он призвал обсудить вопросы, связанные с качеством сырья и готовой продукции. При этом главной задачей для белорусских производителей и переработчиков Зенон Валентинович посчитал все то, что связано с выходом на новые внешние рынки.

ОТ ЕВРЕЕВ ДО АНГЛИЧАН

Главный инженер Витебского МЭЗ Павел ТВЕРДОВСКИЙ в ходе выступления, в стиле Александра Дюма и Жюля Верна, рассказал, как можно на практике решать вопросы любого уровня сложности, поставленные самыми ушлыми теоретиками. Попробуйте хотя бы по диагонали пробежать этот информационный блок и забыть на время (кто помнит, разуме-ется) тот факт, что про витебское предприятие мы уже что-то такое писали. Ну и что? В его истории, как в зеркале, отражаются наши производственные беды и достижения, реальные и потенциальные возможности.

Итак, изначально первый маслобойный завод в Витебске был основан на знаменитой благодаря Марку Шагалу улице Покровской, где тот когда-то родился и проживал. Там сегодня находится музей великого живописца.А на «местечковой мануфактуре», расположенной на Покровской и основанной в конце XIX века купцами-евреями (а кем еще-то?), перерабатывалось 170 тысяч пудов льна в год. Именно с льняного масла начиналась история масложирового бизнеса в Витебске 116 лет назад.

Потом это производство сгорело синим пламенем в постреволюционном 1923 году. И хотя в то веселое время не было принято горевать о том, что было образовано при проклятом царизме, на кону был лозунг «Голод — не тетка». В общем, вопросы пищевой безопасности и тогда стояли достаточно остро. И в 1927-м было принято историческое решение о строительстве в Витебске нового маслобойного завода. Это был далекий, довольно малограмотный предок нынешнего предприятия на улице Горького.

Завод запустили в начале 1931 года. Опять же, в основе его деятельности оказалась переработка маслосемян льна, сугубо прессовым способом. Почти через 30 лет, в 1959-м, здесь установили новую линию по экстракции масла из жмыха. Подсолнечного в основном. Именно тогда родилось современное название — Витебский маслоэкстракционный завод, которое за предприятием и закрепилось.

Первый экстрактор был марки «НД-1000». В 1988 году его обновили, как могли, но денег на что-то большее уже не было: великую страну лихорадило. Ну а на промышленное производство рапсового масла, практически уйдя от подсолнечного, здесь перешли уже в новейшей истории Беларуси — в 1996 году. (Кстати, с 1960 по 2014 год это было единственное предприятие такого плана — с функцией экстракции — в БССР, а затем и в Беларуси. Но времена меняются: за последние полтора года в республике появились два новых маслоэкстракционных производства. Удачи им).

Новый этап модернизации витебского завода начался очень даже недавно — в 2007 году. Вынужденно, в общем-то, начался. В пожарном, а точнее, противопожарном режиме. К тому времени общий износ мощностей на МЭЗе составлял 68 %. Все громче звучали важные голоса о том, чтобы закрыть к «чертовой матери» это допотопное, способное в любой момент вспыхнуть, как свечка, предприятие, да еще в черте города размещенное. Но судьба распорядилась по-другому. В 2008 году на заводе был введен в эксплуатацию новый маслоэкстракционный участок, оснащенный оборудованием английской фирмы Europa Crown LTD. И вот это было серьезно. Мощности переработки на МЭЗе сразу увеличились до 200 тонн в сутки. Пока теоретически.

ИГРА В ДОГОНЯЛКИ

При таком раскладе уже возможности прессов не поспевали за возможностями экстракционной линии. И поэтому с 2009 по 2011 год, пока старое прессовое оборудование менялось, параллельно проходила комплексная реконструкция подготовительно-прессового отделения. Ну а в конце 2011-го производственные мощности подпрыгнули до 300 тонн в сутки. За три года — в полтора раза, между прочим.

Дальше назрела необходимость увеличения мощностей так называемого элеваторного хозяйства. Посему в 2012-м был запущен новый элеваторный комплекс для хранения маслосемян рапса. Отныне треть необходимого сырья хранится непосредственно на территории предприятия.

И тут слабым звеном в укрепленной цепи опять становилось подготовительно-прессовое отделение. Однако уже в августе 2014 года на МЭЗе успешно запустили в эксплуатацию новый подготовительно-прессовый участок, оборудованный с иголочки авторитетной немецкой компанией CPM SKET.

Кстати, линия в подготовительно-прессовом цеху заранее подбиралась таким образом, что при установлении одного дополнительного пресса и одной жаровни мощности могут быть увеличены сразу до 660 тонн в сутки. Такой вот скромный задел на будущее.

Для реализации этого могучего плана понадобится не так уж много: частичное изменение экстракции, модернизация котельной. Все вполне реально. Стоит также напомнить, что во время строительства нового цеха старый подготовительно-прессовый участок не просто не останавливался ни на один день. Он был еще и основательно усовершенствован. Из шести прессов три оперативно поменяли. Плюс был установлен дополнительный, седьмой: окончательного отжима.

Сегодняшние реальные мощности, с учетом старого и нового подготовительно-прессовых отделений, составляют 405 тонн в сутки. С 2007 по 2014 год они увеличились уже в 2,5 раза. Но делать ставку на увеличение мощностей в геометрической прогрессии без новых подходов к качеству сегодня в чем-то даже вредно. Так, во всяком случае, считают руководители МЭЗа.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАГАДКИ И РАЗГАДКИ

Сегодня руководство предприятия решает интереснейшую загадку: как получить принципиально новый для Беларуси вид рапсового масла, который окажется иного качества и по цене в несколько раз дороже среднерыночной. В Европе масло, полученное так называемым методом холодного прессования из обрушенного рапса, стоит от 5 евро за литр, а полученный жмых может вывести хлебопечение на новый качественный уровень. И в Витебске активно работают над этим вопросом, а также… c комплексными подходами к качеству. Тут уже ничего экстраординарного не придумано. Да и к чему ломиться в открытую дверь?

Итак, за последние несколько лет предприятие получило разнообразные международные сертификаты в области качества, регламентировавшие основные этапы работы по мировым стандартам. Это хорошо осознанная необходимость для всех, кто претендует на то, чтобы выйти и закрепиться на европейских и мировых рынках. На данный момент МЭЗ имеет все основные сертификаты — ISO, HАССP. В 2014 году в Витебске одними из первых по отрасли получили сертификат ISCC, позволяющий преодолевать основные барьеры, которые устанавливаются европейскими покупателями.

Экспорт — это тот многоступенчатый двигатель, который позволяет идти вперед. За последние годы карта поставок МЭЗа значительно расширилась. Не так давно его продукцию под маркой «ЭКСТРОЛ» покупали страны Балтии и Польша, а также Германия. В этом году случился прорыв на рынки Дании, Швейцарии, Скандинавских стран. Качество витебской продукции там признают и уважают, серьезно считаясь с маркой «ЭКСТРОЛ».

По словам главного инженера, предприятие в ближайшем будущем намерено выпускать новые виды продукции. В частности, стоит вопрос о приобретении новой линии по гранулированию шрота с возможностью внесения туда различных оригинальных добавок. Плюс рассматриваются аспекты дальнейшей очистки масла. Рынок буквально гонит этого производителя вперед и подталкивает создавать новые виды продукции. И не просто ради галочки, для никому не нужной отчетности… А только те, которые будут востребованы и приносить живые деньги.

«УЧЕНЫЕ ПОДУМАЛИ И СКАЗАЛИ: ЕСТЬ…»

Начальник отдела технологий кондитерской и масложировой продукции Валентина БАБОДЕЙ также сообщила много интересного. В частности, про то, что в НПЦ по продовольствию создана современная лаборатория, снабженная не менее современным оборудованием. Ну а последнее позволяет не просто определять уровни качества и безопас-ности масложировой продукции, выпускаемой в Беларуси, но еще и способствует созданию принципиально новых ее видов. В частности, за последнее время были разработаны:

• витаминизированные и ароматизированные растительные масла;

• смеси, предусматривающие использование рапсового и льняного масел;

• спреды и соусы, обогащенные разнообразными витаминами.

Наконец, совместно со специалистами Гомельского жирового комбината созданы продукты бутербродной группы: «Сальце» укроп с чесноком», «Сальце» томат-базилик». Для того чтобы снизить объемы трансизомеров жирных кислот, технологи в основу данного продукта «заложили» свиной топленый жир и рапсовое масло.

Отдельно Валентина Николаевна остановилась на теме рапсового масла. Она напомнила: в 2003 году был введен государственный стандарт на маслосемена рапса, что позволило оперативно разработать и внедрить СТБ на рапсовое масло и установить более жесткие требования к нему. В то же время узаконено использование подвида семян рапса — сурепицы. Данная норма позволила использовать для получения рапсового масла ценное промышленное сырье. А еще в соответствии с изменениями в СТБ введены требования, регламентирующие применение рапсового масла при производстве продуктов диетического назначения и для детей от 4 лет и старше. Это к вопросу о том, как стремительно и позитивно меняется отношение к рапсу и рапсовому маслу в стране.

В НЕСКОЛЬКО ФРАЗ

В этот материал мы сознательно не включили впечатления от эмоционального выступления на семинаре российского ученого Александра ЛИСИЦЫНА. Если хотите узнать, кто это и почему мы решили посвятить позиции этого человека отдельный материал, — обратите внимание на другие публикации в этом номере. Плюс интересным нам показалось выступление заведующей лаборатории НПЦ по земледелию Ядвиги ПИЛЮК по теме «Ожидаемое производство маслосемян рапса урожая 2015 года и перспективы обеспеченности сырьем маслодобывающей отрасли на 2016–2020 годы». Если вкратце, то пока эти перспективы выглядят как ежик из одного известного мультфильма. Так мне показалось.

Ну а сейчас стоит подводить определенные итоги всему сказанному выше. А еще лучше — заглядывать в будущее. На нашей памяти, это в первый раз, когда НПЦ по продовольствию проводит столь масштабное мероприятие за своими мощными минскими стенами. И с точки зрения организации на Витебском МЭЗ было сделано все очень четко и грамотно. Уже после завершения семинара был поставлен вопрос о проведении в ближайшем будущем международной конференции по данной тематике с привлечением крупных коммерческих организаций. Возможно, и в Витебске, почему нет?

«К большому сожалению для всех нас, представители масложировой отрасли постсоветского пространства потеряли площадку для обмена опытом на Украине, — констатировал главный инженер Витебского МЭЗ Павел Твердовский. — И у Беларуси есть возможность сформировать ее у себя. Интерес у наших руководителей предприятий и технологов имеется. Единое таможенное и экономическое пространство существует. Думается, зарубежные компании могли бы приехать и представить здесь свои новые продукты и технологии. Это было бы весьма полезно для всех».

Так один хорошо организованный семинар может стать катализатором для проведения мероприятия, которого наша масложировая отрасль еще не знала.

И уже совсем в завершение хочется пожелать всем переработчикам рапса, чтобы таких форс-мажоров с посевами озимого рапса, как в этом году, больше не происходило. Кстати, Витебский МЭЗ уже давно и успешно высевает в своей зоне яровой рапс по немецкой технологии и наращивает объемы поставок своей продукции на экспорт. Другое дело, что экспортные цены на рапсовое масло за последние три года в Европе упали почти в полтора раза, банковские кредиты по-прежнему людоедские, да и урожайность белорусского рапса оставляет желать лучшего. И несмотря на это, наши ведущие производители работают и зарабатывают прибыль, решают вопросы модернизации и т. д.

Все это можно назвать обыкновенным белорусским чудом. А за счет чего оно происходит, вы узнаете, если более внимательно прочитаете этот материал.

P. S. Автор от всей души благодарит директора ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» Александра Марейко и главного инженера этого предприятия Павла Твердовского за помощь и бесценное содействие в подготовке данной публикации.