В торговле не знают о белорусских товарах

Торговые организации не владеют полной информацией о производимых в Беларуси потребительских товарах.

Зачастую это становится причиной отсутствия в магазинах отечественных изделий и наличии только импортных аналогов, сообщает БЕЛТА.

Об этом заявил 23 декабря начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Владимир Каленик на коллегии КГК, на которой рассматривались результаты анализа и оценки работы розничной торговли, местных органов власти по обеспечению выполнения в 2009 году прогнозных показателей по наращиванию розничного товарооборота.

Импортеры более предприимчивы

В ходе контрольно-аналитических мероприятий выяснилось, что более предприимчивыми оказываются импортеры. Так, на Гродненском заводе товарных патронов "Белтопаз" выпускают три вида домкратов для легковых автомобилей по отпускной цене ниже, чем на импортные. Но в продаже этой продукции не найти. А на складах предприятия по состоянию на 1 августа 2009 года остаток домкратов составлял 182 тыс. штук при объеме их реализации в прошлом году 30,8 тыс. С марта 2009 года производство домкратов завод прекратил до выяснения ситуации. Но контролеры выяснили, что работники только одного из семи изученных ими магазинов "слышали, что в Гродно производятся домкраты, но каким предприятием и как их можно приобрести, им неизвестно".

Это свидетельствует о серьезных недоработках как производителей, так и органов госуправления по улучшению ситуации на потребительском рынке.

Объем импорта сократился, но белорусского не стало больше

За январь-октябрь 2009 года объем потребительского импорта в Беларуси сократился более чем на четверть, отрицательное сальдо внешнеторгового оборота на данном сегменте уменьшилось почти в 4 раза с $769 млн. в январе-октябре 2008 года до $214 млн. за такой же период нынешнего года. Но ввоз многих товаров можно было бы безболезненно сократить за счет максимального увеличения оборота ресурсов отечественных товаров, исходя из достаточной сырьевой базы и производственных мощностей для их выпуска. И это не оказало бы негативных последствий на удовлетворение потребительского спроса. Сокращение всего на треть импорта таких товаров, как маргарин, соковая продукция, мороженное, мучные кондитерские изделия, ковры, холодильники, плитка керамическая, сантехоборудование, синтетические моющие средства и других, позволило бы достигнуть положительного сальдо внешнеторгового оборота потребительских товаров.

Формальное отношение

Ассортиментная политика Минторга, Белкоопсоюза, местных органов власти в сфере розничной торговли осуществляется формально, отмечено на коллегии. Утверждены ассортиментные перечни, но они практически не оказывают влияния на фактическое наличие товаров в торговле. "Пробуксовывают" и принимаемые меры по разгрузке складов. Вскрыты случаи, когда хранящаяся на складах предприятий залежалая, но востребованная продукция отсутствовала в торговле того же города, где работает производитель.

Как отмечено на коллегии, в целом на потребительском рынке наблюдается стабильная ситуация. В январе-ноябре рост розничного товарооборота составил 102,8%. Но это далеко до прогноза на 2009 год – 117%. Все еще существуют значительные объемы ввоза в страну товаров, спрос на которые можно удовлетворить за счет отечественной продукции.