В Таможенном союзе планируется ввести новые меры защиты рынка от контрафактной продукции.

Об этом заявил сегодня председатель ассоциации "БелБренд" Альберт Таипов на международной конференции "Защита брендов в Таможенном союзе: имидж компании – имидж страны".

Проблема контрафакта в Беларуси выходит за рамки интересов предприятия на более высокий уровень – Единого экономического пространства, отметил Альберт Таипов. "Вот уже на протяжении нескольких лет мы неизменно фиксируем поступательный рост интереса со стороны бизнес-сообщества и государства к сфере защиты национальных брендов", – подчеркнул председатель ассоциации. Если раньше защита интеллектуальных прав была заботой каждого отдельно взятого предприятия, то сейчас этот вопрос решают в том числе и на государственном, наднациональном уровне.

"В последние годы все острее встает проблема контрафакта – использования компаниями чужих логотипов (или настолько похожих, что перепутать их крайне легко), подделки внешнего вида товара, его дизайнерских решений и т.д.", – считает эксперт. По разным оценкам, потери мировой экономики, связанные с оборотом нелегальной продукции, оцениваются в $450-800 млрд. При этом особую озабоченность вызывает подделка продуктов питания, парфюмерной, алкогольной продукции, авто- и авиакомпонентов, лекарственных средств и строительных материалов.

Несмотря на то что в отношении защиты товаров государств – членов Таможенного союза применяется около 80 различных ограничительных процедур, таких как демпинговые санкции, ряд вопросов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности белорусских бизнесменов пока остается открытым. Так, в контексте ТС действует региональный принцип исчерпания прав на интеллектуальную собственность. Им предусмотрено, что право контроля над перемещением товара считается исчерпанным внутри ТС, если изначально товар уже был введен в оборот на территории одной из стран Таможенного союза. Получается, товары, ввозимые на территорию стран ТС извне, подлежат таможенной очистке только единожды, а после импорта продукции на территорию ТС предприниматели получают право беспрепятственно перемещать ее по территории всех государств-членов. Однако при этом на территории каждой страны – участницы Таможенного союза действуют разные принципы регулирования прав интеллектуальной собственности. Получается, что свободный и неконтролируемый импорт может идти вразрез с интересами каждого отдельно взятого государства.

При этом мировая тенденция развития региональных интеграционных производственных отношений показывает, что любое региональное объединения стремится создать режим, благоприятствующий реализации собственной продукции, и максимально ограничить доступ аналогичных товаров из других стран, заметил Альберт Таипов.

В последнее время инструментом защиты прав интеллектуальной собственности все активнее становится Евразийская экономическая комиссия. В частности, через неделю вступит в силу решение коллегии ЕЭК о введении предварительной специальной защитной пошлины на зерноуборочные комбайны и модули комбайнов. А в течение ближайших двух лет запланировано принятие около 60 документов о расширении сотрудничества между странами – членами ТС в различных сферах, в том числе затрагивающих механизмы регулирования охраны интеллектуальной собственности. "ЕЭК – наш уникальный опыт, который в чем-то копирует черты ЕС, а в чем-то сохраняет свои уникальные и оригинальные черты. Поэтому мы рассчитываем, что с помощью ЕЭК нам удастся максимально быстро и эффективно расширить список мер защиты продукции нашего внутреннего рынка", – убежден Альберт Таипов.

Число заявок предпринимателей на регистрацию товарных знаков в Беларуси постепенно увеличивается. По словам заместителя генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Дениса Недвецкого, только за январь-август 2012 года количество заявок на регистрацию товарных знаков от белорусских предпринимателей выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. За восемь месяцев прошлого года белорусские предприятия подали по национальной процедуре 3 948 заявок на товарные знаки, за аналогичный период 2011-го – 3 329 заявок.

В настоящее время в Беларуси по национальной и международной процедуре зарегистрировано более 120 тыс. товарных знаков (ТЗ). В 2012 году в Национальный центр интеллектуальной собственности поступило всего около 11 тыс. заявок на регистрацию ТЗ.

Источник: Белта