На планерке в Минсельхозпроде обсудили приоритетные направления развития

На планерке 22 апреля министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий ХОТЬКО акценты на ближайшую перспективу расставил предельно четко и ясно: сохранение и поддержка крупнотоварных производителей как основы сельхозпроизводства, завершение всех инвестпроектов с их последующим выводом на новую мощность и более активное внедрение новых технологий, пишет sb.by.

Во-первых, это нужно для того, чтобы наладить в АПК экономически эффективное производство. Во-вторых, с этим связан рост заработной платы и, соответственно, повышение благосостояния населения и престижности труда в аграрной сфере, учитывая, что 25 процентов белорусов — сельчане.



А в основе всего — растениеводство. На первый взгляд, дела складываются неплохо: закончили сев ранних зерновых, свыше 81 процента посеяли сахарной свеклы и 59 — льна-долгунца. В этом году темпы работ даже выше, нежели в прошлом — благо погода способствует.

Однако другая проблема вызывает все больше опасений: с 26 марта не было дождей. И хоть в зоне рискованного земледелия мы уже ко многому привыкли, но аграрии не припомнят год, когда засуха наступала так рано, что уже отрицательно сказывается на озимых: посевы желтеют, а на возвышенностях и вовсе подсыхают. Это отмечается в отдельных районах Гомельской и Брестской областей, где в десятисантиметровом слое почвы зафиксировано критически низкое содержание влаги. По сути, уже можно говорить о том, что ее фактически не осталось. Единственный плюс ситуации: болезни практически не развиваются. Но на ослабленных посевах активизировались вредители.

Казалось бы, природа, что здесь поделаешь, однако Анатолий Хотько докапывается до сути:

— С 2011 года идет снижение объемов внесения органики и NPK, а мы при этом еще надеемся на хороший урожай. В результате имеем отсутствие питательных веществ в почве в рекомендуемом объеме, что является главной причиной низкой стрессоустойчивости растений, особенно в условиях дефицита влаги.

Масштаб проблемы таков: с 2011 года внесение минеральных удобрений снизилось вдвое — с 220 до 110 килограммов на гектар сельхозугодий. В Могилевской и Витебской областях — почти в три и четыре раза соответственно. Что касается органики, при среднереспубликанском показателе в 9,8 тонны на гектар на Гомельщине и Могилевщине и Витебщине он ниже.

Сейчас куда важнее другое обстоятельство: наступает время второй подкормки озимых зерновых. Рожь и пшеница уже начинают выход в трубку. В этот период очень важно внести азот, который поспособствует росту колоса. И не упустить третью подкормку, когда колос будет выходить из пазухи листа. Полагаю, не стоит в очередной раз объяснять, чем грозит пренебрежение технологией.

— В рекомендованном регламенте нет ничего сверхъестественного, все это уже расписано в рабочих планах. Главная беда в том, что пособия, которые должны стать прямым руководством к действию, все еще в нетронутом виде лежат под стеклом, — оценивает ситуацию министр. — Нужно заставить руководителей, специалистов, механизаторов, животноводов это прочесть. Возможно, с первого раза не получится, но если бить в одну цель неоднократно, результат будет. Не исключено, что придется провести людей через экзаменационный лист. С другой стороны, есть руководители предприятий, которые получают за это зарплату. Они и должны обеспечить и эффективность производства, и стратегию развития.

Подобное требование закономерно, ведь 30 процентов выручки дает растениеводство. Оно же обеспечивает нужды животноводства, которому принадлежат оставшиеся 70 процентов. Поэтому так важно своевременно укрепить первую позицию, чтобы получить наибольший эффект по второй. Как говорится, на погоду надейся, а сам не плошай. Это к тому, уточнил Анатолий Хотько, что работа должна быть коллективной и планомерной, чтобы, просчитывая каждый шаг, не допускать тактических ошибок.

На планерке прозвучала еще одна тема — кормопроизводство. При грамотном подходе это хороший резерв для повышения экономики аграрной отрасли. Только, по последней информации, в некоторых областях до 40 процентов занимают многолетние пастбища пятого года использования, а расширение площадей под люцерной и другими высокобелковыми культурами уже несколько лет не может сдвинуться с мертвой точки: запланированные 350 тысяч гектаров пока остаются написанными лишь на бумаге. Кстати, для обеспечения нужд АПК надо около 400 тысяч гектаров люцерны.

— Порой складывается впечатление, что областям выгоднее не посеять культуры с высоким содержанием протеина, а закупить белок. Согласен, усесться на импорт гораздо проще — хлопот меньше. А кто-нибудь посчитал итоговую эффективность? — задался вопросом министр.

Отсюда еще одно требование: к 1 августа определить земли, пригодные для выращивания люцерны, чтобы максимально обеспечить себя белком. Анатолий Хотько пояснил: «Инвентаризация должна быть обдуманной, нужно руководствоваться принципом эффективности и рациональности».

К слову, есть еще сурепица и редька, о которых также неоправданно забыли. Недорогой и доступный корм, уже на следующий день дает прибавку по молоку. Чтобы исключить имеющийся пробел, поставлена задача разработать план по кормопроизводству, ориентированный на обеспеченность кормами с учетом потребности в белке и энергии. Специалистам ведомства предстоит сформировать критерии качества, от которого зависят и надои, и сохранность скота, и воспроизводство стада.

— Мы никогда не считали потери от некачественных кормов. Стыдно говорить, но многие руководители хозяйств до сих пор не знают питательной ценности и качества компонентов, которые составляют основу рациона КРС. Пришла пора уходить от таких закостенелых подходов в производстве, бороться с ними будем самыми радикальными методами. Потому что АПК требует комплексности и согласованности действий, — таково резюме министра.