«Евроопт» обеспокоен намерением государства ограничить рост крупных торговых сетей.

Как заявил генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков, он понимает позицию Минторга, но пока в Беларуси нет необходимости для принятия антимонопольных мер в сфере ритейла.

По словам А.Зубкова, 2013 год станет знаковым для ритейла Беларуси, поскольку сейчас активно обсуждается проект закона, регулирующего работу розничного рынка.

«В случае его принятия будет определено пороговое значение присутствия крупных сетей в товарообороте регионов. Мы понимаем позицию Министерства торговли – антимонопольные меры во всем мире применяются и помогают регулировать рынок», – заявил А.Зубков. По его словам, сегодня возможности развития ритейла в Беларуси далеко не исчерпаны, поскольку топ-10 самых крупных сетей занимают в Беларуси всего четверть рынка, а сеть магазинов «Евроопт» – 10%.

Как заявил А.Зубков, в России также установлен порог для развития крупных торговых сетей в размере 25% рынка, однако Минэкономразвития уже заявило о необходимости повышения этого порога до 35%.

Пытаясь предупредить действия Минторга, гендиректор ООО «Евроторг» привел в пример развитие в соседней Литве сети магазинов Maxima, которая уже занимает 38% всего рынка ритейла.

В Беларуси же, по словам А.Зубкова, власти как на республиканском, так и на местом уровне всячески мешают развитию розничных сетей. Особенно сильное противодействие своей экспансии «Евроопт» ощущает в регионах. По словам гендиректора ООО «Евроторг», компания недавно приступила к реализации программы «100 малых городов Беларуси», намереваясь открыть в них свои магазины. Были проведены соответствующие исследования рынка и направлены запросы местным властям этих городов с просьбой выделить участки, где компания смогла бы построить свои магазины.

«К сожалению, сегодня нами подписаны только 15 инвестиционных договоров. В остальных случаях из 100 мы получили категорический отказ или получили заведомо невыгодные предложения. Например, в городе с 10 тысячами населения нам предлагают участок в двух километрах от города», – пожаловался А.Зубков, добавив, что в этих городах одновременно выделяются хорошие участки неизвестным компаниям.

Доказывая свою правоту и одновременно выказывая обиду в адрес властей, А.Зубков привел данные исследования Института социологии НАН Беларуси. По словам директора ООО «Евроторг», итоги этого исследования говорят о том, что жители малых городов буквально умоляют построить у них магазины «Евроопт».

«Только 17,5% населения малых городов удовлетворены местной торговлей. При этом 96,4% населения знает о «Евроопте» и хочет иметь у себя такие магазины», – заявил А.Зубков.

В качестве примера того, что «Евроопт» несет только благо, Андрей Зубков привел данные, что только за 2012 год компания инвестировала в развитие своих сетей 200 миллионов долларов, создав 7 тысяч новых рабочих мест. Правда, 20% этих инвестиции пошли на покупку уже действующих магазинов с работавшими там людьми.

По словам А.Зубкова, «Евроопт» расширяет свою сеть не потому, что хочет захватить белорусский рынок ритейла, а чтобы иметь большие скидки от поставщиков товара, чтобы можно было, например, сразу купить целый корабль бананов из Эквадора. По утверждению гендиректора ООО «Евроторг», все скидки, которые получает компания, идут покупателям, поэтому в их же интересах, чтобы сеть «Евроопта» все расширялась и расширялась. Однако А.Зубков не захотел озвучить данные о прибыли, которую получает сама компания, и о том, какую наценку она делает на продаваемые товары.

Источник: www.ej.by