Экспортная наука

Андрей Пилипук
директор Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, доктор экономических наук

В настоящий момент отечественные аграрные товаропроизводители сформировали устойчивый положительный имидж своих продуктов в ряде сегментов зарубежных продовольственных рынков (молочный, мясной, кондитерский и др.) как в массовом, так и премиальном сегментах. При этом важно отметить, что доступные (по цене) в Беларуси отечественные продукты из премиального сегмента в зарубежных странах продаются по значительно более высоким ценам. Например, в Дубае наши продукты дороже в 3–8 раз. Я считаю, что это совершенно нормально и правильно. Есть высокий платежеспособный спрос на высококачественную продукцию под известными, зарекомендовавшими себя брендами. Таких компаний в Беларуси уже достаточно.

Есть категория покупателей, готовая платить за уникальность продукта. И на премиальный товар есть возможность поставить более высокую цену и с более высокой маржинальностью. Тут уже многое зависит от креативности, маркетинга, продвижения и других творческо-интеллектуальных составляющих. За счет такой структуры себестоимости выручка и прибыль значительно повышаются на единицу переработанного сырья.

Такие потребности зарубежных рынков необходимо искать, фиксировать и своевременно удовлетворять. В данной связи важна организация системы мониторинга и анализа возможностей присутствия белорусских товаров на премиальных рынках с целью оказания поддержки экспортерам во входе и расширении уже имеющихся каналов. В том числе и товарами из массовых сегментов. Для этого в мировой практике создаются специальные структуры и институты поддержки экспортно ориентированных производств. В них разрабатывают, администрируют и реализуют множество узких и широких инструментов (финансовые, консультационные, логистические, страховые и др.) для компаний реального сектора. Такие институты поддержки созданы и развиваются в Беларуси (ОАО «Агентство внешнеэкономической деятельности», ОАО «Банк развития Республики Беларусь», РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», Белорусская торгово-промышленная палата, Белорусская универсальная товарная биржа, ОАО «Промагролизинг», БРУПЭИС «Белэксимгарант» и др.). Конечно, с учетом нашей специфики и относительно меньших, чем у крупнейших глобальных стран-экспортеров, финансовых возможностей.

Однако надо понимать: в такой индустриально развитой, средней по размерам стране, как Беларусь, любая нишевая и премиальная история должна быть с прицелом на экспорт. Только так она может динамично и эффективно развиваться. В целом именно экспорт, по моему мнению, в значительной степени позволил поднять уровень нашего сельского хозяйства на новую высоту.

Поставки на внешний рынок не только дают валютную выручку и позволяют использовать благоприятную конъюнктуру для повышения рентабельности. Экспортные рынки — большие, емкие, разнообразные по присутствию игроков — становятся для наших производителей школой конкуренции. Выходя на внешний контур, наши компании видят и чувствуют региональные и мировые тренды, могут обкатывать свои новые решения и рецептуры.

Есть ряд примеров, когда новый товар создавался специально и тестировался на внешних рынках и только потом после подтверждения наличия спроса за рубежом поступал на полки магазинов Беларуси. Глубоко убежден: если бы не было ориентации на экспорт, если бы местные производители не выходили за пределы границ страны, то зарубежные игроки со своими конкурентными продуктами могли бы предложить белорусам новые вкусы и варианты, которые сейчас выпускают и предлагают на своем рынке отечественные компании. Сегодня же мы имеем самый широкий ассортимент, а доля продаж белорусской продукции в молочной и мясной товарных группах приближается к 100 процентам. Наши бренды конкурентоспособны.

Новости по теме