Белорусские производители соков потеснили Coca-Cola и PepsiCo

В текущем году отечественные соки по объемам продаж перегнали импорт, а за каждую новую марку, выводимую отечественным производителем на рынок, уже дистрибуторы конкурируют между собой.

Еще два года назад белорусские дистрибуторы свысока смотрели на предложения отечественных производителей соков по реализации их продукции, пишет Ежедневник. Отечественным брендам не находилось места в их портфелях, доверху заполненных известными марками российских и украинских производителей.

Спустя два года, однако, ситуация коренным образом изменилась. В текущем году отечественные соки по объемам продаж перегнали импорт, а за каждую новую марку, выводимую отечественным производителем на рынок, уже дистрибуторы конкурируют между собой. Часть белорусских предприятий отправляет свою продукцию на экспорт и вынашивает планы по расширению зарубежной экспансии.

"Белорусская соковая революция" – это яркий пример победы частной инициативы в отдельно взятой отрасли. Запуск нескольких новых производств, сделавших серьезные денежные вливания в рекламу, маркетинг, сэйлз, подстегнули к активным действиям как уже действующие частные компании, так и государственные предприятия.

Как итог, доля белорусских соков и нектаров в общем объеме продаж на начало летнего сезона, по оценкам агентства ACNielsen, выросла с 30% в 2008 году до 60% в 2010-м. По оценкам экспертов, к завершению текущего сезона в сентябре, она увеличится еще более значительно.

По сравнению с 2008 годом свои рыночные доли нарастили практически все ведущие игроки белорусского рынка. На более чем 4% увеличились доли "Савушкина продукта" (бренды "На100ящий", "Монтик") и "АВС". "Лето-трэйд" ("Оскар") прибавила на 3%, "Эксмонтбел" (Magic Summer, Joy) выросла более на чем 2%. Увеличили свои рыночные доли также ОАО "Гормолзавод №2" ("Юник") и Борисовский консервный завод ("Асалода").

Наибольший же рыночный рост пришелся на совместный проект инвестиционной группы Detroit Investments и Международной финансовой корпорации (IFC) – бобруйский завод "Старая крепость" ("Сочный фрукт", Exotic).

Кто поит белорусов соками?

По данным на май 2010 года, доля "Старой крепости", являющейся лидером белорусского сокового рынка, составляла 22,5%. Этого показателя компания, начавшая свою деятельность весной 2008 года, сумела добиться всего за два года. Агрессивность именно этого молодого игрока привела к перераспределению на соковом рынке в пользу отечественных производителей.

В "большую тройку" белорусского рынка также входят еще один белорусский производитель – компания "Эксмонтбел", а также российский "Мултон" ("Добрый", Rich). "Мултон", принадлежащая транснациональной корпорации Cоса-Сola, единственная из заграничных компаний, которая росла на рынке вместе с белорусскими производителями. Доля "Эксмонтбела" и "Мултона" в продажах в Беларуси до недавнего времени оценивалась соответственно около 12% и около 11%.

В топ-10 крупнейших игроков сокового рынка Беларуси вошли еще три белорусские компании – гродненская фирма "АВС", "Лето-трэйд" и "Савушкин продукт".

Из иностранных поставщиков кроме "Мултона" серьезные позиции в Беларуси у PepsiCo. Известная компания представляет на белорусском рынке продукцию купленного ею российского завода "Лебедянский" ("Я", "Тонус", "Фруктовый завод"), а также производит на мощностях "АВС" бренд "Привет".

Нижняя часть топ-10 "оккупирована" иностранными производителями. Среди них независимая украинская компания "Витмарк-Украина" (Jaffa, "Соковита"), российская "Нидан" ("Моя семья", "Сокос", "Да!"), в сентябре 2010 года вошедшая в состав Coca-Cola, и украинская "Сандора" ("Сандора", "Садочок"), которая, в свою очередь, принадлежит PepsiCo.

Отметим, что еще в середине 2008 года доля "Сандоры" на белорусском рынке составляла свыше 15% и она занимала на нем первое место. Вообще вне топ-10 основных игроков на соковом рынке страны оказался еще один в свое время крупный поставщик соковой продукции в Беларусь – российский “Вимм-Билль Данн” (J7, "Моя семья", "Чудо-ягода").