«Солидпак»: трендовая одежда для еды

заместитель директора компании «Солидпак»

Упаковка продукта — одёжка, по которой встречают. Первое впечатление, подача, внешний вид очень важны — это факт, с которым уже никто не спорит. Но упаковка — не только дизайн, но и функция, причём не всегда очевидная. Трансформации, которые переживает сегодня упаковка, формируются под влиянием множества факторов. Каких и как? Узнали у эксперта. Рассказывает заместитель директора компании «Солидпак» Алексей ПОЗДНЯК.

Мода или тенденция? 

В самом начале нужно определиться с понятиями. Говоря о трендах, важно не путать их с краткосрочными изменениями в поведении производителей и потребителей. Тренды опираются на устойчивые изменения в потребительских предпочтениях, производственных технологиях, экологической и социальной среде и, в отличие от кратковременных модных явлений в потребительском поведении, формируются постепенно, они длительны и влияют на культуру потребления. 

Иногда тренды зарождаются на бессознательном уровне, а потому не очевидны и трудно предсказуемы, а порой инициируются производителями. Пример — тенденция добавлять солёный вкус к традиционно сладким продуктам (солёная карамель, солёный попкорн) развивалась на протяжении нескольких лет. И, хотя пропагандируется, скорее, противоположное — отказ от соли, потребители тем не менее положительно реагируют на подобные новинки. 

Очень сильно на потребительское поведение повлиял COVID. Люди стали чаще отказываться от питания в общественных местах, переходить на домашнюю еду, возник интерес к полуфабрикатам, порционной фасовке, сервисам доставки. После пандемии потребители на подсознательном уровне начали уделять больше внимания личной гигиене, а также безопасности продуктов питания. 

За и против 

В результате описанных выше изменений выросло потребление упаковки. В то же время упаковка играет важную роль в системе производства продуктов питания, обеспечивая её эффективность и устойчивость. Для большинства продуктов основное воздействие на окружающую среду связано именно с их производством, а упаковка оказывает относительно незначительное воздействие. Очень наглядно это соотношение иллюстрирует, например, говядина в пластиковой упаковке. Экологическая нагрузка от производства мяса существенно выше, чем от покрывающей его оболочки. Но для напитков или некоторых других продуктов (например, шпината, выращенного на фермах) соотношение обратное. 

Не стоит забывать, что упаковка несет в себе также позитивный потенциал для окружающей среды, поскольку она служит сокращению пищевых отходов за счет улучшения сохранности продукта. Производители внедряют интеллектуальные и экологически чистые методы, чтобы повысить привлекательность и экологичность упаковки продуктов для потребителей, брендов и окружающей среды. Чтото уже сегодня берут на вооружение наши производители, а какие-то тенденции мирового рынка дойдут до нас через пару-тройку лет. 

Куда идём? 

Среди прогрессивных долговременных тенденций упаковочной отрасли, способствующих её развитию, можно выделить следующие. 

1. Интернет упаковки (IoP) 

Интернет трансформирует традиционную упаковку: QR-коды, RFID и NFC меняют взаимоотношения бренда и потребителя. Упаковка становится интеллектуальной. Теперь она не только контейнер, но и канал доставки данных, цифровой интерфейс. Она — гарантия безопасности, подлинности продукта. Дополненная реальность (AR) углубляет взаимодействие, открывая эксклюзивный контент, скидки, инструкции, описания. Интернет вещей позволяет упаковке включать диагностические и индикаторные функции, информировать потребителей о состоянии продуктов в режиме реального времени. В 2023 году глобальный рынок интернет-упаковки оценивался в 19,3 млрд долларов. Если, как прогнозируется, он будет расти примерно на 5 % в год, то к 2030-му достигнет почти 28 млрд. 

2. Биоразлагаемая упаковка 

Отход от традиционного пластика, доминирующего с начала ХХ века, ускоряется. Причины очевидны: экологические недостатки материала, медленное разложение. Растущая осведомленность потребителей о пагубном воздействии одноразового пластика стимулирует спрос на экологически чистые альтернативы. 

Заменители, такие как крахмал, целлюлоза, PLA, полигидроксибутират (PHB), полигидроксиалканоаты (PHA) и другие биополимеры, а также материалы растительного происхождения из сахарного тростника, кокоса, конопли и кукурузного крахмала — значительный шаг вперед в замене обычных пластиков. Биоразлагаемая упаковка не только снижает воздействие на окружающую среду, но становится экономически эффективной для бизнеса, представляя собой важный переход к более экологичным упаковочным решениям. Ожидается, что к 2032 году мировой рынок биоразлагаемой упаковки достигнет 166,2 млрд долларов при среднегодовом темпе роста 5,45 % в 2024–2032 годах. 

OCEANIUM — британский стартап — использует технологии нефтепереработки и морскую науку, чтобы извлечь из морских водорослей максимальную выгоду. Компания производит полностью натуральную биоупаковку OCEAN WARE, которую можно компостировать в домашних условиях, использовать для здоровья почвы, анаэробного сбраживания, выработки энергии. 

Болгарский стартап LAM'ON производит 100%-но компостируемую и биоразлагаемую ламинирующую пленку и упаковку из фольги PACK'ON. Исходным сырьем служит кукуруза. Использование наночастиц серебра в качестве антибактериальной добавки и непроницаемость фольги для кислорода делают решение подходящим для пищевых продуктов. Прочность обеспечивают полимерные нити, ориентированные по двум осям. При разложении упаковки образуются вода, углекислый газ и композит. 

3. Автоматизация упаковочных процессов 

В борьбе за производительность, точность, качество упаковочная промышленность всё чаще обращается к автоматизации таких задач, как депаллетайзинг, сортировка, укладка в коробки и на поддоны. Интеграция роботизированных манипуляторов (коботов) и захватов не только снижает вероятность человеческих ошибок, но и гарантирует бережное обращение с хрупкими продуктами. Кроме того, растет внедрение систем машинного зрения на основе искусственного интеллекта. Подобные системы анализируют изображения конечной продукции, улучшая оценку качества упаковки. Робототехника с визуальным контролем также упрощает сортировку продукции, контроль качества и проверку, что значительно повышает эффективность работы. 

4. Активная упаковка 

По данным FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), одна треть всех продуктов питания в мире выбрасывается. Это большая проблема для экологии и значительные потери для компаний. В ответ появляется активная упаковка, продлевающая срок годности продуктов и напитков. Например, в модифицированной атмосферной упаковке используются поглотители кислорода или этилена и регуляторы влажности для сохранения свежести продуктов. Ещё одна инновационная форма активной упаковки включает противомикробные вещества, препятствующие росту бактерий и обеспечивающие безопасность продукта. 

Так, канадский стартап Impactful Health R&D разрабатывает активную плёночную технологию с антибактериальными компонентами природного происхождения, позволяющую продлить срок хранения свежей рыбы и её текстуру. 

5. Перерабатываемая упаковка 

Поскольку многие страны вводят запреты на одноразовый пластик, компании активно ищут альтернативные упаковочные материалы, чтобы соответствовать этим правилам. Одним из жизнеспособных решений является использование перерабатываемых материалов. Ожидается, что объём мирового рынка перерабатываемой упаковки увеличится с 30,05 млрд долларов в 2023 году до 31,81 млрд в 2024-м, при среднегодовом темпе роста 5,8 %. 

6. Съедобная упаковка 

Например, упаковка из молочного белка, такая как казеиновая плёнка, используется для упаковки пищевых продуктов, обеспечивая превосходную сохранность свежести по сравнению с пластиком. Кроме того, стартапы создают съедобную посуду: ложки, трубочки и столовые приборы, предоставляя экологически чистую альтернативу ресторанам, кафе и кафе-мороженым, способствуя сокращению использования пластика. 

Decomer Technology — эстонский биотехнологический стартап, предлагающий съедобный и водорастворимый упаковочный материал растительного происхождения, а немецкий стартап Kulero производит съедобные столовые приборы. 

7. Нанотехнологии в упаковке 

Нанотехнологии играют решающую роль на различных этапах цепочки поставок упаковки — от материалов до безопасности продукции, аутентификации и отслеживания. Включая наночастицы в полимерные цепи, они улучшают барьерные свойства и прочность упаковочных материалов. Кроме того, предлагаются решения для отслеживания и борьбы с проблемами контрафактной продукции как для брендов, так и для упаковочных компаний. В сфере упаковки пищевых продуктов нанотехнологии снимают растущую озабоченность по поводу безопасности пищевых продуктов. Нанопокрытия, нанесённые на поверхность упаковки, защищают от грязи, пыли и пятен. Также различные типы наносенсоров полезны для контроля свежести продуктов питания и обнаружения любых химических изменений.

Новости по теме