зимний фон

Белорусы в массе своей не готовы «пахать», но… время все очень быстро и жестко расставит по местам

основатель Академии мерчендайзинга ®

Напомним, в прошлом, октябрьском номере «Продукт.BY» беседовал с Екатериной Богачевой — реальным гуру в сфере мерчандайзинга на постсоветском пространстве. Беседа шла, в частности, о том, как жить, развиваться и меняться несетевым розничным предприятиям.

А также о том, как им выживать в условиях конкуренции с открывающимися сетевыми объектами.  Сегодня, как и обещали в октябре, мы завершаем общение с Екатериной Богачевой. Во всяком случае, в 2018 году.

 

Екатерина Богачева в октябрьском номере предложила много оригинальных идей: к примеру, размещать фреш-группы в прикассовой зоне супермаркетов. Да много чего было сказано. Всего уже и не вспомнишь сейчас. Хоть мы и попробуем сделать это при помощи выносок в тексте. А сейчас — «вопрос-ответ».

— Катя, мне частенько в ходе нашего общения уже лет 15 приходится немного «махать хвостом» и говорить очевидные банальности. Забавно, но сегодня начну с очередного банального вопроса. Скажите, какой зарубежный опыт развития розницы подойдет для Беларуси в первую очередь и почему?

— Я считаю, украинский. Сегодня на Украине одни из самых лучших супермаркетов на постсоветском пространстве. Цены достаточно низкие, огромный выбор, шикарный дизайн. Прекрасное обслуживание. Украинцы пашут над этим, как поляки в свое время у себя в стране.

В отличие, кстати, от России, где работают в тренде нашего «Евроопта», да еще вчерашнего дня. То есть ставка делается на потребителя с невысоким доходом, на повышенную массовость. И ключевой образ покупателя — пенсионер. Такая модель работает в большой стране. Плюс, если у тебя в сети три тысячи магазинов, то тут уже не до эксклюзивных вариантов.

Но Украина территориально меньше. Сети там расположены в крупных городах. Форматы разнообразнее российских. Конечно, их очень подкосила война. Но нет худа без добра. Военная обстановка научила украинцев работать. В общем, они сегодня столь же настроены пахать, как поляки в эпоху своего кризиса. 

— А нынешний польский опыт в ритейле не подойдет нам, кстати?

— Он тоже ценен, но… Польша уже слишком далеко от нас убежала в своем развитии. Там другие потребности и возможности. А Украина — именно то, что нам нужно. Для копирования опыта в ритейле и не только. Там все готовы работать.

Но белорусы в массе своей сидят на печи и надеются, что работа подползет к ним сама. Именно пахать, повторюсь, почти никто не готов. Тяжелее всего найти работников с минимальной квалификацией. И одна из самых популярных фраз такого белоруса: «Лучше вообще не работать, чем вкалывать за эти копейки».

 

Полностью материал читайте в печатной версии журнала «Продукт.BY» № 6 (191) ноябрь-декабрь 2018, оформив подписку.

Источник: Produkt.by