Космическая водка

Наверное, не один космонавт на борту орбитальной станции мечтал о водке в тюбике.

В 2004 году пробел восполнила австрийская компания Wenger Senf Erzeugungs und Handels GmbH, начав выпуск алкоголя в «космической» упаковке. Слава об оригинальном продукте докатилась до украинских краев недавно — уже после того, как бренд GO Wodka в 2008 году появился в соседней Польше. Все гениальное просто! Однако на идею с алкоголем в тюбиках эта аксиома не распространяется.

Технология производства этого продукта очевидна и по меркам современной пищевой промышленности действительно проста. Все, что нужно для реализации идеи, — напиток, тара и линия разлива. Первое, второе и третье производят давно и успешно. Поскольку проще наладить поставки сырья, чем оборудования, то разливом «тюбиковой» водки удобнее заниматься не водочным заводам, а предприятиям, специализирующимся на производстве тубированных продуктов питания вроде соусов. Это предположение подтверждает практика. Корпорация Wenger работает на австрийском рынке с 1886 года и до запуска GO Wodka была известна, прежде всего, своей горчицей.

В Украине производить «огненную воду» в тюбиках не выйдет при всем желании. Выпуск такого продукта запрещен законодательно. Согласно актам об обороте ликероводочных напитков и этилового спирта, водку можно выпускать только в стеклянной таре. «А вот ПЭТ и жесть вполне подходят как для пива, так и для слабоалкоголки», — отмечает маркетинг-директор корпорации Global ABC Алексей Филановский. И напоминает еще об одном недостатке диковинной тары: «В тюбик можно разливать только «тихие» напитки, тогда как большая часть продающейся слабоалкоголки — газированная». Тем не менее GO Wodka — лишь название торговой марки, под которой продается отнюдь не 40-градусный напиток, а алкогольные коктейли крепостью от 4 % до 11,8 % с энергетическими добавками и без них в емкостях 50 и 190 мл.

Козыри и недостатки

Целевая аудитория алкогольного напитка в тюбике, которую обозначили в Wenger Senf Erzeugungs und Handels GmbH, — молодые люди, ведущие активный образ жизни и часто посещающие ночные клубы. Продукт позиционируется как модный аксессуар, который можно носить с собой и привлекать внимание окружающих. По мнению производителя, на вечеринках туба более удобна в использовании, чем алюминиевая банка или стеклянная бутылка, она не занимает много места, не бьется и ее можно многократно закрывать. Кроме того, во время танцев напиток в новой упаковке можно просто положить в карман. Еще один «козырь» продукта — быстрота охлаждения: достаточно вставить тюбик в стакан со льдом.

Однако как раз практичность оригинального товара вызывает массу вопросов. «Норма» потребления слабоалкогольных коктейлей — 1–2 пол-литровые банки за раз. То есть для того, чтобы выпить такой объем, потребитель должен приобрести 5–10 упаковок, — замечает г-н Филановский. — Даже если не говорить о стоимости, это крайне неудобно». Действительно, а в каждый ли карман влезет 190-миллилитровая туба? Зачем вообще нести с собой в бар алкоголь и кто позволит посетителям распивать напиток, купленный за пределами заведения? Зачем алкоголь охлаждать, засовывая тюбик в стакан со льдом, если проще сразу вылить в него жидкость? Потребительские свойства мобильной упаковки оценят разве что те, кто ищет любых путей распивать крепкие напитки нелегально, и космонавты-алкоголики. Но вряд ли эту аудиторию можно считать широкой.

Жажда — ничто, имидж — все

Единственное достоинство продукта, с которым не поспоришь, — имидж. Коктейль в тюбиках — действительно, в первую очередь модный аксессуар, «фишка» для молодежи. Тут-то и развеивается ложное представление о простоте реализации идеи. Львиную долю усилий и большие средства следует положить на маркетинговые мероприятия. Опыт компании Wenger свидетельствует о том же. Для раскрутки бренда использовались имена звезд: Пэрис Хилтон, Пирса Броснана, Евы Герциговой.

О перспективности затеи говорят два факта из истории GO Wodka. Начав с нуля, компания выпустила за два года 10 млн упаковок. Однако последние хорошие вести с австрийских полей датируются 2008 годом — началом глобального экономического кризиса и столь же глобального заката клубной культуры. Официальный сайт бренда не обновлялся с 2007 г.

По материалам АЛКОЭКСПЕРТ