Итоги исторического студенческого конкурса «Пивная летопись в центре Европы»

Стали известны итоги открытого исторического студенческого конкурса «Пивная летопись в центре Европы», в рамках которого студенты вузов отыскивали факты, легенды, семейные традиции, рецепты, яркие события – всё, что относится к пивной культуре Беларуси периода 13 – середины 20 веков.

Найденная участниками информация войдёт в первую «пивную летопись» Беларуси. Организатор конкурса – ОАО «Лидское пиво». Научную поддержку мероприятию оказал Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН РБ. Всего на конкурс была подана 21 работаиз высших учебных учреждений Витебска, Гомеля, Гродно, Минска. Тематически работы разделились на два направления. Первое – это работы, которые касаются фактов, традиций, информации, общей для всех белорусов. Второе – истории, факты, рецепты и легенды определённой семьи, конкретного рода. Тематика работ касалась истории пивоварения на территории Беларуси с древних времен, пивных ингредиентов, семейных легенд, связанных с пивом, и т.д. В состав жюри конкурса вошли директор Музея древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии, фольклора НАН РБ Борис Лазуко, старший научный сотрудник Лидского музея, кандидат географических наук Валерий Сливкин, Председатель Клуба коллекционеров пивной атрибутики «Пивные волаты» Василий Майко, директор по маркетингу компании ОАО «Лидское пиво» Людмила Лыткина. Председатель жюри – генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис. Победителем конкурса стал Кирилл Сынков с работой «Неўміручы народны напой: традыцыйнае піваварэнне Беларусі са старажытнасці да нашых дзён». Он получил 18 000 000 бел. руб., а два лауреата – Ян Юрис («Как пиво Слоним спасло») и Матвей Шевченко («Човен, бочак піва да вяселле Ягайлава») – по 6 000 000 бел. руб. По итогам жюри также выделило четыре специальные номинации за внесение особого вклада в написание «пивной летописи» Беларуси. Все участники были отмечены дипломами и подарками от организаторов. Информация, полученная в рамках конкурса, войдёт в «пивную летопись» Беларуси, которая будет представлена на сайте компании во второй половине декабря 2012 года. «Компания «Лидское пиво» уже 136 лет успешно работает в Беларуси. Наш завод, архивы, воспоминания сотрудников и многочисленные документы – всё это может многое рассказать о зарождении и развитии пивоварения в Беларуси, – говорит Аудриус Микшис. – И в этом году мы совместно с историками приступили к сбору этой информации, к её систематизации. Но в Беларуси задолго до образования предприятий и параллельно с их развитием существовала культура индивидуального пивоварения и пивопития. Чтобы этот большой пласт истории не канул в Лету, мы решили мотивировать активную молодёжь к поиску фактов и легенд в рамках конкурса «Пивная летопись в центре Европы». Результат, который мы получили, в количественном и качественном измерении превзошёл наши ожидания! Студенты действительно «раскопали» индивидуальные, малоизвестные традиции, заново открыли культуру пития наших предков. Вся информация, которую мы получили на конкурс, ляжет в основу «пивной летописи» Беларуси». Выдержки из фактов, которые «раскопали» участники конкурса «Пивная летопись в центре Европы»: v По семейным легендам конкурсантов, в один из рецептов пива добавляли траву девясил, в другой – побеги молодой сосны. v Пивные бутылки конца 19 – начала 20 вв. из Лиды, Гродно, Варшавы и Лондона, найденные на раскопках в Гродно, хранятся в вузе в Гродно. v В 1673 году в Слуцке была издана книга Яна Германа, одна из глав которой – «О варении пива». v В 18 в. на Полесье у крестьян существовала традиция, по которой жених в течение месяца после женитьбы мог пить пиво за счёт тестя. v О существовании богатых традиций в белорусской культуре, связанных с пивом, говорят следующие крылатые выражения: «Не ведаць піва – не ведаць шчасця», «Не хвалі піва разліўшы, а хвалі піва распіушы», «То не мудрагеліста, што піва зварана, то мудрагеліста, што не выпіта», «З кім піва не зварыш – той табе не таварыш», «У Зміцераў дзень і верабей пад кустом піва варыць».

Источник: marketing.by