«Беларусь молочная». Лица. Суждения. Факты
- 20.06.2018 14:06
Четвертый Экспортный форум «Беларусь молочная», прошедший в конце апреля в Минске, стал знаковым событием для отрасли и ее развития. Таково общее мнение экспертов, с которыми нам доводилось общаться в формате данного мероприятия и в его кулуарах.
Мы подведем итоги форума с помощью оригинального фотоотчета, а также — за счет оценок и фактов от спикеров и участников, определивших направление и ход его работы.
Дорожные карты. Деньги. Достижения
Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Леонид ЗАЯЦ взвешенно говорил о стратегических вариантах разрешения конфликтных ситуаций с Российской Федерацией, по молоку — в том числе: «Нам необходимо выработать единые подходы с российскими коллегами, разработать элементы дорожной карты… по снятию ограничений. Хочу подчеркнуть, что с инициативой о создании единого молочного рынка мы не выходили. Для начала необходимо детально разобраться, что подразумевает такая стратегия, о которой заговорили в России. И уже потом принимать решения. Как бы там ни было, мы никогда не позволим, чтобы в братскую Россию поставлялась продукция сомнительного качества».
Кстати, ни одной рекламации, ни в одной стране мира (кроме России) по качеству и безопасности поставленных продуктов белорусские поставщики в 2017 году не получали.
Кроме того, Леонид Заяц с удовлетворением отметил следующий факт. В достаточно успешном для экспорта отечественной сельхозпродукции 2017 году (в деньгах — 4,91 млрд долларов) доля молочки в этом «пироге» приблизилась к 40 %. Белорусского молока и молочной продукции в 46 странах мира было реализовано на сумму 2,15 млрд долларов.
Таким образом, одна дойная белорусская корова принесла в среднем 1550 долларов валютной выручки за 2017 год.
Смелость и дальновидность
На развитие этих качеств (в частности) при работе на иностранных рынках нацеливал отечественных производителей начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ.
Он говорил, в том числе, о следующих моментах: «В 2018 году у нас есть все основания и предпосылки для того, чтобы увеличить объемы и расширить ассортимент поставляемой за пределы страны продукции. Предприятия молочной отрасли модернизированы по последнему слову техники, современнейшие технологии внедрены и продолжают внедряться в наше производство. В таких условиях нам важно отрабатывать логистику, искать новых партнеров и наращивать объемы поставок».
Особое внимание спикер традиционно обратил на тему диверсификации экспорта: «Надо иметь смелость «оторвать» часть своих поставок от привычного российского рынка и нырнуть в конкурентную среду. Здесь необходимы сила воли и определенная смелость. Также я хотел бы пожелать, чтобы каждый руководитель предприятия выстраивал очень четкую, ясную и продуманную стратегию по выходу на рынки дальнего зарубежья. Просто так на участки, где наблюдается высочайшая конкуренция со стороны транснациональных компаний, крупнейших стран-экспортеров и мировых производителей, не попасть… Точнее, попасть можно, но быстро проиграть в неподготовленной борьбе. Чтобы такого не случилось, важно продумывать каждый шаг и зряче двигаться к свой цели».
Это — необычайно вкусно
Исполнительный директор всемирно известного французского аналитического агентства GIRA Вероник АГУЭРА рекомендовала белорусским производителям молочной продукции обратить внимание на чрезвычайно перспективные рынки Азии (Японии и Китая), где в ближайшие пять лет ожидается значительное увеличение молочного импорта в целом и сыров — в частности.
«Беларусь является четвертым в мире экспортером сыра, у нее — высокий рейтинг на рынке мирового молочного экспорта, — отметила она. — При этом ваша страна занимает все более высокие позиции и приобретает ощутимый вес на мировом рынке. У вас — блестящий потенциал. Кстати, я лично не раз пробовала белорусское молоко, белорусский сыр… Все это — необычайно вкусно».
Как можно решать вопросы молочной конкуренции по-иному
Коммерческий директор Группы компаний «ЭкоНива» (на сегодняшний момент ведущий производитель молока в России) Сергей ЛЯШКО считает, что уровень координации между двумя братскими странами в молочной сфере недостаточно хорош, мягко говоря: «У Беларуси наблюдается профицит по молоку, у России имеются интересы и возможности по увеличению объемов соответствующего производства… Результат — возникновение ценовых войн и прочих историй, которых лучше избегать.
Мы — за создание сбалансированного, уравновешенного рынка между нашими странами, за возможность максимально выровнять уровни государственной поддержки молочных производителей. В сложившихся условиях нет смысла педалировать тему молочных и прочих войн. Логичнее поискать совместные варианты выхода на экспортные рынки, используя имеющееся в наличии сырье и перерабатывающие мощности Беларуси и России».
Кроме того, эксперт оценил качество белорусской молочной продукции, подход к делу: «Вы сделали невероятный скачок в развитии молочной промышленности — и в производстве сырого молока, и в его переработке. Хочу высказать слова искреннего восхищения и выразить надежду на то, что мы сможем выровнять ситуацию, не допуская впредь никаких конфликтов».
Мнение производителей-экспортеров
Его достаточно четко и точно выразила генеральный директор ОАО «Молочный Мир» Марина АНИКЕЕВА: «Рынок выгоден для любого производителя, если там есть реализация его продукции, причем по хорошей цене.
К примеру, на китайский рынок мы идем с удовольствием, потому что это — огромные объемы реализации.
Но в данных условиях приходится весьма скрупулезно следить за себестоимостью своей продукции, заниматься модернизацией, внедрением новых технологий».
В то же время Марина Аникеева отметила, что многие проблемы белорусских молочников-экспортеров (по качеству в частности) следует считать надуманными. «Проблемы, связанные с качеством молочной продукции, в Беларуси давно преодолены, — заявляет Марина Аникеева. — Что касается претензий со стороны россиян… Данный рынок хорош ценой; это понимаем и мы, понимают и российские коллеги. Мы успешно продаем свою продукцию во многие страны мира — она весьма востребована сегодня в Сирии, Саудовской Аравии, Монголии, Китае, Сингапуре, Турции, Сербии, не говоря уже про страны бывшего СССР… Этот факт, думаю, говорит сам за себя».
Восток — дело тонкое
На эту тему можно бесконечно долго и плодотворно беседовать с Парвизом КУЛИЕВЫМ, официальным представителем Белорусской торгово-промышленной палаты в Турции и на Ближнем Востоке. Вот несколько оригинальных тезисов от человека, благодаря которому стали возможны поставки отечественной молочной продукции в ту же Сирию.
«В Сирии не первый год идут военные действия, туда многие банально боятся выходить с предложениями, но я считаю риск частью профессии современного бизнесмена, — полагает Парвиз Мухтарович. — Поэтому регулярно бываю в этой стране. Многие молочные фабрики там были уничтожены, но идет процесс их восстановления. Рынок в Сирии большой и интересный, а интерес к сырью — сухому молоку (цельному и обезжиренному), сливочному маслу и так далее — просто огромный.
Наших сирийских партнеров два года назад заинтересовало качество белорусской молочной продукции. Да, пришлось выдержать определенную конкуренцию. Вот лишь один факт. После проведения комплексных лабораторных анализов сирийская сторона решила отказаться от поставок украинской молочки, сделав свой выбор. И сегодня, отправляя через Украину белорусскую продукцию, нам приходится обязательно ставить в Одесском порту штамп «транзит», чтобы дополнительно подчеркнуть: речь идет именно про молочную продукцию made in Belarus. Она в Сирии очень часто приравнивается к понятию «отменное качество».
Напомним, в 2017 году при участии Парвиза Кулиева в Сирию были отгружены партии сухого молока и сливочного масла с Полоцкого и Калинковичского молочных комбинатов. В 2018-м он координирует в качестве оператора работу сирийской стороны с могилевской холдинговой компанией «Бабушкина крынка» (по состоянию на май осуществлена отгрузка большой партии сухого молока и сливочного масла).
От добра добра не ищут
Генеральный директор Petrova 5 Consulting, заместитель Председателя комитета Московской ТПП по развитию предпринимательства в АПК Марина ПЕТРОВА заметила, что в рамках работы Московской торгово-промышленной палаты «постоянно идет работа по налаживанию контактов как с российскими, так и белорусскими производителями».
По мнению Марины Петровой, у белорусских молочных предприятий имеется потенциал в производстве таких молокоемких продуктов, как сыры и сливочное масло. «На данный момент Россия не может в полном объеме удовлетворить текущий спрос по этим направлениям. Кроме того, достаточно существенна наша взаимозависимость в сегменте сухого молока и сухой сыворотки. Здесь я вижу потенциал для дальнейшего сотрудничества».
Марина Петрова отдельно остановилась на моменте, связанном с развитием рынка молока в Беларуси и России: «Здесь все достаточно прозрачно. У России наблюдается ситуация дефицитарности. Чтобы выйти на уровень самообеспеченности, нашей стране необходимо увеличить объемы производства молока почти в три раза.
Неудивительно, что на экспорт Россия поставляет преимущественно мороженое и сырные продукты, для которых не требуется больших объемов молока. Если рассматривать Беларусь, то тут цифры говорят сами за себя. Ваш успех на мировых рынках сыра, сливочного масла, сухого молока и сыворотки свидетельствует: ваша страна, выйдя на самообеспеченность, на этом не остановилась и взяла курс на экспорт высокодоходных молочных продуктов. Именно в этом направлении вам целесообразно развиваться и впредь, как мне кажется».
И еще — о российско-белорусском молочном потенциале
Исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем БЕЛОВ заявил о том, что потенциал развития производства у белорусской молочной отрасли очень высок: «Сейчас в Беларуси производится чуть менее семи с половиной миллионов тонн молока. Уверен, производство в течение ближайшего десятилетия может быть кардинально увеличено. Потенциал для этого — колоссальный, вы об этом знаете лучше меня».
В то же время, явно полемизируя с представителями Минсельхозпрода, спикер отметил: «Для Беларуси молочной на перспективу в семь-десять ближайших лет приоритетным рынком останется Россия. Думаю, в нашу страну вы в ближайшие 10 лет будете поставлять порядка 60–70 % своей молочной продукции. Другое дело, что есть целый ряд новых рынков, на которые имеет смысл выходить. Кстати, рынки эти интересны не только для белорусских компаний, но и для российских. Речь в первую очередь про Китай, Японию, страны Африканского континента. Интересны также рынки Латинской Америки, Индонезии, Таиланда. В общем, налицо огромное количество рынков, которые интересны России и Беларуси. Это, в частности, сухое молоко, сыворотка, сыры. В данных нишах также большой экспортный потенциал для Беларуси».
Отдельно Артем Белов коснулся темы пресловутых молочных войн: «Нам лучше договориться сейчас, на берегу, по поводу того, как сбалансировать объемы поставок между нашими странами. Налицо огромные запасы в России и Беларуси, но они еще больше в США и странах Евросоюза. Нам не нужны конфликты. Окно возможностей не такое уж большое, и оно скоро захлопнется».
В то же время Артем Белов особо подчеркнул:
«Я бы не говорил сейчас о молочных войнах межу нашими странами. Стоит лишь помнить, что и у вас, и у нас есть свои интересы. Несмотря на то что рынок общий, поддержки своих производителей никто не отменял. Россия инвестировала огромные деньги в молочную отрасль, и мы не можем эти деньги потерять. Это — одна сторона медали.
Но есть и другая. Мы не можем без вас решить проблему развития своего рынка, ведь 20 % молочной продукции, потребляемой в России, — белорусского происхождения. Но, делая определенные шаги навстречу, мы рассчитываем на поддержку и понимание со стороны белорусских коллег. Без них в среднесрочной перспективе мы получим проблемы: в доходности потеряют производители сырья и готовой продукции как в Беларуси, так и в России. Разумеется, такой сценарий никому не интересен».
До новых встреч в Минске и за его пределами!
Источник: Produkt.by