«Белгоспищепром»: в 5-ку стран-импортеров вместо Украины и Литвы вошли Таджикистан и Нидерланды

«Проблемные вопросы экспорта пищевой продукции на рынках стран «дальней дуги» — с таким докладом выступил заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

В зале собралась представительная аудитория — руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, руководители и заместители структурных подразделений МИДа, состоящих в резерве на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства.

Цель учебной программы «Основные направления деятельности белорусских загранучреждений в современных условиях» — рассмотреть основные вопросы реализации внешней политики Республики Беларусь и развития торгово-экономического сотрудничества со странами мира.

Александр Яковчиц отметил, что 2023 год сложился для концерна «Белгоспищепром» достаточно успешно в плане выполнения основных целевых показателей работы: обеспечен темп роста производства в натуральном выражении — сахара 115,5 %, кондитерских изделий — 106,2 %, консервов для детского питания — 103,4 %.

Экспортные поставки предприятий концерна осуществляются с учетом мировых тенденций и приоритетов государственной политики Республики Беларусь. Основные положения развития национальной продовольственной безопасности закреплены в Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г., где определено приоритетное насыщение внутреннего рынка качественными продуктами питания отечественного производства. С учетом имеющихся производственных мощностей, необходимости реализации государственной политики и более высокой эффективности продаж на внутренний рынок на экспорт реализуется высвободившийся ресурс продукции.

В натуральном выражении порядка одной трети произведенной организациями концерна «Белгоспищепром» продукции поставляется на внешние рынки. Основными драйверами являются сахарная, кондитерская, масложировая и солевая отрасли.

Влияние политических, экономических и социальных явлений 2022 г. внесло свои коррективы в географическую структуру экспорта: санкционное давление со стороны «недружественных стран» существенно усложнило выход на внешние рынки. Географическая структура экспорта предприятий концерна претерпела ряд изменений и продолжает меняться: из 5-ки стран-импортеров ушла Украина и Литва, вместо них в пятерку вошли Таджикистан и Нидерланды. За счет перераспределения украинских экспортных потоков увеличилась доля в экспорте стран СНГ за счет увеличения поставок в Россию и Таджикистан. Сохранилась доля китайского рынка, а вот доля стран ЕС в экспорте продолжает сокращаться.

В прошлом году осуществлена отгрузка на новые рынки: Мексика, Сомали, Экваториальная Гвинея, Буркина-Фасо, Ливан, Индия, Саудовская Аравия. Также возобновлены поставки в Ирак, Гану.

В январе-мае 2024 г. к вышеназванным рынкам добавились: Афганистан, Марокко, Иран, Эфиопия, Турция, Гвинея-Бисау, Бразилия, Бахрейн.

 В 2023 г. с целью выполнения поручения Правительства по недопущению снижения экспорта, а также оперативного реагирования на вводимые европейскими странами санкции предприятия концерна переориентировали свои экспортные потоки в страны «дальней дуги». И если в 2019 г. их доля в общем экспорте концерна составляла всего 2,5 %, то уже в 2023 г. — 6,9 %, — рассказал Александр Яковчиц. — Здесь хочу отметить, что в этом году мы не сбавили обороты и по итогам 5 месяцев доля экспорта в страны «дальней дуги» составила 8,1 %. Основную долю занимает Китай. Вторым рынком являлся Ближний Восток, в основном Израиль. Оставшийся экспорт в страны Африки и Монголию распределился практически поровну.

Концерн проводит активную работу по поиску партнеров в странах Африки. Только за последние 6 лет руководители и специалисты организации концерна приняли участие на африканском континенте в 6-и пищевых выставках: в ЮАР, Египте, Судане, Нигерии, Кении. Результатом такой работы стало увеличение экспорта в 2023 г. в страны Африки в 5,3 раза к 2022 г. И уже по итогам 5 месяцев текущего года наши предприятия экспортировали на 80 % от прошлогоднего объема.

В завершение доклада спикер отметил:

 Задачи Правительства Республики Беларусь стоят не просто по сохранению валютной выручки, а по ее увеличению ежегодно. В сегодняшних реалиях, происходящих в мировом сообществе, концерн видит дальнейшие перспективы в развитии сотрудничества со странами «дальней дуги», что позволит нам переориентировать потоки с европейского рынка.

Новости по теме