Удивительная сила: упаковка поднимает логистическое плечо

Как упаковать охлажденные продукты, почему сложнее всего угодить мясу и в чем особенности индустриальной и потребительской упаковки? Задавшись этими вопросами, корреспондент «Продукт.BY» отправился на поиски компетентного собеседника в Москву на выставку «Агропродмаш-2018», которая проходила 8–12 октября. Приоткрыть завесу тайн упаковки интересующих нас продуктов согласился Александр КОЛЕСНИК, директор по продажам в странах СНГ компании «Силд Эйр».

— С точки зрения технологии производства упаковки рынок охлажденного мяса самый сложный, со многими нюансами. Безопасность, сохранение свежести и полезных качеств, при этом большие сроки годности продуктов — основные задачи, с которыми должно справиться упаковочное оборудование, — говорит Александр Колесник. — Характерны два направления: индустриальная упаковка больших отрубов и потребительская, предназначенная для продуктов на полке. Кроме того, есть разница в упаковке в зависимости от вида мяса.

Мясо в индустриальной упаковке предназначено для поставок на переработку либо нарезки в торговые сети. Последние уже уходят от обвалки полутуш и предпочитают получать упакованные отруба, чтобы производить полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты в своих производственных цехах либо нарезать и продавать через прилавок.

Большие сроки годности позволяют довезти отруба в упакованном виде на дальние расстояния. К примеру, бескостная свинина может храниться до 21–25 дней. Мясо на кости 14–15 дней.

— Упаковка сама по себе чудес не делает, мы говорим не просто об упаковочном материале, а об упаковочной системе, — продолжает собеседник. — А это технология производства, при которой должны соблюдаться определенные стандарты качества и гигиены, температурные режимы. В упаковочном процессе важна, прежде всего, линия или машина, и только после этого мы говорим об упаковочных материалах. Когда все это в одной связке грамотно укомплектовано и организовано, получаем соответствующую систему, обеспечивающую большие сроки годности продукции. Если что-то из системы выпадет, уже не приходится говорить о максимальном результате.

В Беларуси упаковки охлажденного мяса на данный момент практически нет. Между тем, чем больше срок его годности, тем выше логистическое плечо, а значит, появляются шансы продать по наиболее выгодной цене и, соответственно, получить максимум прибыли. Сегодня торговые сети в состоянии создавать товарные запасы. Идеальная температура хранения — на уровне 1–2 °С.

Зачастую производители инвестируют большие средства в технологическое оборудование, в различные автоматизированные системы по обвалке и забывают об упаковке, так сказать «хвосте» технологической цепочки. Производитель должен думать о рынке сбыта своей продукции. Мясной отруб с максимальными сроками годности, в герметичной упаковке, гарантирующей пищевую безопасность, помимо всего, дает еще возможность создавать собственный бренд. И с таким продуктом легко зайти в торговые сети. Они же, в свою очередь, развиваются быстрее производственников и задают тренд на рынке, подталкивают мясную индустрию внедрять современную упаковку.

— Наши инновации востребованы на российском рынке, — подчеркивает Александр Колесник. — Уверен, что и в Беларуси они найдут применение. Лидируя в разработке и производстве упаковочных систем, компания специализируется на трех направлениях: упаковка пищевых и непищевых продуктов, продуктов медицинского назначения. Основное — разработка и внедрение упаковочных систем для продуктов категорий фреш и ультрафреш (сыры и молочная продукция, охлажденные мясо, птица, рыба и переработанное мясо). В год разрабатываем пять–шесть новых упаковочных систем. Если одна–три находят дорогу в жизнь, — это хороший результат.

Стоимость упаковочной части приблизительно составляет 10 % от стоимости всего технологического оборудования, используемого в производственной цепи. Приобретение упаковочной машины означает, что производитель уже на пять–десять лет техникой обеспечен. Далее ключевую роль играют упаковочные материалы. Основные инновации происходят именно в этой области.

Каждый материал обладает определенными свойствами. «Силд Эйр» старается сделать материалы как можно тоньше, сохранив при этом механическую прочность. В России сейчас вводится новая линейка таких материалов толщиной 60–75 микрон, которые по стойкости на прокол соответствуют аналогичным толщиной 90 и 120 микрон. При этом цена на материал остается на прежнем уровне. Более того, компания идет на уменьшение стоимостной составляющей и, что весьма важно, — по пути экологичности. В Европе это уже давно основной тренд. В России становится актуальным, а в Беларуси в связи с введением налога на утилизацию тары по весу — скоро будет востребовано. В упаковке любого мяса, помимо прочности, очень важны сроки годности и герметичность.

Рассказывая об особенностях упаковки мяса птицы, Александр Колесник разъяснил следующее. Об индустриальном пуске в этом сегменте говорить не приходится. Большое массовое производство такого скоропортящегося продукта в основном рассчитано на конечного потребителя. На рынке существует три высокотехнологичных типа упаковки. Первый — просто герметичная, второй — в защитную газовую среду, третий — вакуум — самый подходящий для мяса птицы. Тушка, запечатанная просто в вакуум, со временем начинает издавать неприятный запах. Ведь ферментативные процессы продолжаются, вакуум его только замедляет. Для решения этой проблемы разработан специальный вакуумный термоусадочный пакет, который позволяет и продлить срок годности, и избежать неприятного запаха продукта. Эта инновация родилась в результате максимального удаления из упаковки внешней среды. Для устранения запаха используется специальный пакет — клапан, который не позволяет кислороду из внешней среды попасть к тушке. Такой пакет в процессе упаковывания герметизируется и термоусаживается. Влага остается внутри, поэтому тушка сохраняет свой товарный вид и получает дополнительные сроки годности — с пяти до десяти дней. Такая упаковка в два раза дороже, но если рассчитать на один килограмм мяса, то это в пределах 5–7 %.

Сегодня рынок стремится к удобству, порционированию мяса. Этот бум переживает Россия. Компания «Силд Эйр» также призывает белорусских производителей активнее открывать новые горизонты и выводить новые продукты.

ОАО «Силд Эйр Каустик»
Москва, ул. Смольная, д. 24д
+7 (495) 795-01-01
+7 (495) 795-01-00 (факс)
www.cryovac.com

Представитель в РБ
+375 (29) 680-02-88

Источник: Produkt.by