Наступило время сидения дома, готовки еды
- 31.07.2020 15:29
По данным компании GfK, в России домашнее потребление мяса и мясных продуктов за последние недели выросло на фоне мер противодействия COVID-19. Активность покупателей в отдельных сегментах мясной категории меняется в зависимости от фазы развития эпидемии. «Белорусский рынок во многом повторяет российский сценарий с некоторой разницей во времени», — категорийный менеджер сети «Виталюр» Максим ГУРИКОВ рассказал ПРОДУКТ.BY, как изменения в ситуациях потребления могут повлиять на ассортимент производителей и ритейлеров.
— На тринадцатой неделе года мы видели активный рост продаж по всем видам мясной категории — по сырому мясу, готовым мясным изделиям и особенно по консервам, — отмечает эксперт. — Продукция с длительным сроком хранения покупалась в запас. Белорусы готовились к самому худшему сценарию развития событий с коронавирусом, вплоть до введения строгого карантина. Вскоре ситуация стабилизировалась, ажиотаж спал, и после некоторого предпасхального оживления продажи в среднем вернулись к обычному уровню.
Сейчас мы отмечаем небольшой рост спроса на полуфабрикаты быстрого приготовления — колбаски, маринады и тому подобное. Но это, скорее, сезонный тренд, чем тенденция, связанная с коронавирусом. Если мы возьмем аналогичный период прошлого года, то какого-то принципиального отличия в структуре и объемах продаж не увидим. Большинство поставщиков работают в стандартном режиме.
Вообще, можно сказать, что предприятий, которые готовы гибко реагировать на какие бы то ни было рыночные изменения и подстраивать работу под текущую ситуацию, оперативно формировать интересные предложения в ответ на требования потребителей, разрабатывать специальные сезонные программы, не так много. Производственную гибкость, определенно, нельзя назвать сильной стороной наших мясокомбинатов. Они предпочитают работать в строгом соответствии с заранее выверенным планом, выполнять договорные обязательства. Однако, возможно, упускают момент, когда могли бы хорошо заработать.
Сейчас, например, достаточно четко обозначился тренд на сокращение потребления в сегменте HoReCa. Рестораны, кафе, гостиницы потеряли существенную часть клиентов. Деликатесные части говяжьей разделки (говядина была особо востребована в сегменте общественного питания) — вырезка, стейки, которые еще недавно были в дефиците, — сегодня не востребованы ресторанами. По целому ряду причин скорого восстановления спроса на них ожидать не приходится. Люди однозначно будут больше готовить дома. Вместе с тем многие уже не хотят проводить много времени на кухне, но привыкли к определенному качеству блюд, эстетичной подаче. Самое время предложить потребителю новые интересные полуфабрикаты быстрого приготовления с претензией на ресторанное качество.
По мнению Максима ГУРИКОВА, положение дел в общественном питании не скоро может вернуться в привычное русло. В любом случае сейчас «наступает период сидения дома, готовки еды». Поэтому он советует производителям серьезно подумать о выпуске полуфабрикатов быстрого приготовления.
— Подобные полуфабрикаты, например, колбаски из мяса птицы или из свинины, говядины, конечно, давно присутствуют на рынке, — делает ремарку эксперт, — но ничего принципиально нового не предлагается. Исключение составляет, пожалуй, компания «Серволюкс» со своей серией полуфабрикатов высокой степени готовности из мяса птицы. Это направление сейчас самое время развивать, оно будет актуально еще очень долго. В связи с падением сегмента HoReCa можно было бы ожидать большого предложения различных говяжьих маринадов, стейков, других интересных решений. Однако производители пока просто затаривают свои склады говяжьей вырезкой, о чем год назад нельзя было и подумать. Может быть, прошло еще не так много времени, и складские запасы еще не достигли критического уровня? Возможно, это «лишнее» сырье пока срабатывают в другие, более дешевые виды продуктов? А, быть может, предприятия пока просто не знают, что с ним делать, и ждут, когда все вернется в привычное русло?
Ведущий эксперт GfK по рынку мяса и деликатесов Анастасия ДЖАФАРОВА объясняет, что в России рост домашнего потребления мяса на фоне эпидемии коронавируса компенсирует внедомашнее потребление, которое фактически схлопнулось из-за введения с 28 марта 2020 года ограничительных мер. Она подчеркивает, что изменения в ситуациях потребления стоит обязательно учитывать производителям и ритейлерам при формировании ассортимента для успешного развития на ближайшую перспективу.
Российские исследования подтверждают схожесть потребительского поведения на наших рынках. В полном соответствии с известным принципом — в любой непонятной ситуации покупай и выращивай еду — в России так же, как и у нас, фиксировался момент ажиотажного спроса. Покупатели делали запасы и приобретали в основном базовые продукты, в том числе мясные. Однако, спустя несколько недель, стали выбирать продовольственные товары, которые позволяют экономить время в процессе приготовления блюд, а также более дорогие продукты, чтобы побаловать и порадовать себя. Есть основания полагать, что и дальнейший сценарий также будет во многом совпадать.
По данным GfK, на неделе c 6 по 12 апреля 2020 года в мясной категории был отмечено 15%-ное увеличение потребления по сравнению с предыдущим периодом. В эту неделю в топ-5 категорий по приростам покупок вошли более дорогие, а также удобные продукты: окорок, карбонад, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчины и холодец.
«В периоды ограничений, — комментирует Анастасия Джафарова, — людям особенно важно себя баловать и радовать! С каждой неделей потребитель будет все сильнее чувствовать усталость от ограничений. А те, кто в этот период вынужден работать удаленно, дома, будут лишены еще и дополнительного времени на себя и возможности переключиться».
Поэтому аналитики GfK прогнозируют, что вес такого фактора выбора, как экономия времени и удобство, в ближайшей перспективе сохранится.
Источник: ПРОДУКТ.BY