Set Retail 10: запуск состоялся!

В октябре в сети магазинов «Пятый элемент» завершилось внедрение торговой системы Set Retail от компании «БелКристаллСервис». ЗАО «Патио» стало первой сетью бытовой электроники на просторах СНГ, перешедшей на новейшее решение, а в Беларуси эта компания и вовсе является новатором в оптимизации бизнес-процессов.

А начиналось все, как водится, с малого. Фискальный регистратор, используемый в сети, подлежал исключению из реестра компьютерно-кассовых систем, что и потребовало замены всего фронтального решения предприятия. Одним из основных требований, которые предъявлялись к новой системе управления, была ее расширенная функциональность.

— Современные компьютерно-кассовые системы должны обеспечивать максимальную скорость обслуживания покупателей независимо от квалификации кассира, — говорит заместитель директора по ИT ЗАО «Патио» Игорь ПЕТКЕВИЧ. — Set Retail позволяет освободить кассира от лишних действий, а если вся нагрузка ложится на систему, уже нет нужды предъявлять к кассирам высокие требования при приеме на работу и тратить время на их специальное обучение. В современных условиях, когда идет борьба за персонал на рынке труда, это очень важно.

Еще одним немаловажным критерием при выборе решения была оптимизация издержек на систему. Другими словами, стоимость владения системой должна быть минимальной. Set Retail базируется на свободно распространяемых платформах, поэтому единственная трата при ее приобретении — на разовую лицензию самого программного обеспечения. При этом нет необходимости покупать какие-либо другие дополнительные лицензии, как это нередко бывает в иных фронт-офисных системах.

Решение Set Retail для сети «Пятый элемент» учитывает спе-цифику непродуктового ритейла. Ведь торговля бытовой электроникой имеет кардинальные отличия от торговли продуктами.

— Во-первых, у нас есть такие понятия, как рабочее место продавцов в торговом зале, зоны мультиканальных продаж, во‑вторых, продажи товара могут осуществляться в кредит, в‑третьих, постоянно действуют сложные маркетинговые активности, — продолжает Игорь Петкевич. — И система сама должна рассчитать покупателя с учетом всех типов активностей по разным типам оплат (кредит, купоны, подарочные сертификаты и др.).

Продавец в такой сети ориентирован в первую очередь на покупателя. Система обеспечивает возможность учитывать мотивацию продавцов в зависимости от заказов, которые они комплектуют. Кредит здесь — это не кредитная карта, а полноценный кредитный договор, который оформляют сотрудники банка прямо в зале. Интеграция банковских данных с торговой системой магазина происходит путем считывания QR-кодов прямо на кассе в момент расчета с покупателем.

— Это первое внедрение Set Retail в крупной сети бытовой техники и электроники, в рамках которого софт был максимально адаптирован для учета всей ее специфики, — замечает директор компании «БелКристаллСервис» Евгений ЛАПШИН.

Все участники проекта признаются, что проект был очень непростым. И замена фронтального решения — это только вершина айсберга всех проведенных изменений.

— В компании одновременно происходил запуск двух проектов, и для наших пользователей это было нелегко, — вспоминает Игорь Петкевич. — Происходило внедрение новой технологии мультиканальных продаж, когда покупатель в магазине может сделать покупку со склада и тут же оформить его платную доставку. Два проекта изменили многие бизнес-процессы и технологические цепочки во всей информационной системе нашего предприятия.

Однако, несмотря на все сложности, запуск нового фронт-офисного решения закончился в установленные сроки, и теперь все 39 магазинов сети «Пятый элемент» работают на Set Retail 10. Первый магазин был переведен на данную систему в начале лета, последний — в конце октября. И уже сейчас очевидно, что время обслуживания клиентов на кассе сократилось в среднем до одной минуты на одного покупателя в час пик. По словам нашего собеседника, раньше в дни открытия магазинов очередь на кассах доходила до 30 человек, теперь — восемь-девять человек, временами — до 15.

— И у нас есть резерв для совершенствования в этом направлении — интеграция касс с банковским терминалом, которую мы скоро закончим. В скором времени все кассовые операции будут полностью автоматизированы, — добавляет Игорь Петкевич.

Ожидается, что на отладку всех процессов уйдет еще около полутора-двух месяцев, и после этого можно будет в полной мере оценить эффективность нового Set Retail. В рамках этого проекта сеть «Пятый элемент» перешла на Set Retail и при работе с системой лояльности, которая автоматически рассчитывает всевозможные варианты скидок и применяет при расчетах прочие маркетинговые инструменты. Система имеет дружественный интерфейс, ориентированный на рядового пользователя, замечает Игорь Петкевич. Система создания маркетинговых активностей путем совершения последовательных шагов проста и доступна. Например, если в одно время действуют две маркетинговые активности, можно задать алгоритм, по которому они должны работать: перекрывать друг друга, работать вместе или иным образом. В сети очень активно используется большое количество всевозможных маркетинговых инструментов для увеличения продаж, поэтому эта функция пришлась кстати.

— Для нашей компании это был нетривиальный проект, — признается Евгений Лапшин. — По тому количеству рисков и задач, которые в нем присутствовали, он был очень непростым. Мы выводили новый продукт на рынок, требовалась его общая локализация. И хочу поблагодарить руководство компании «Патио», что, оценив эти риски, они оказали нам доверие, выбрав Set Retail, который является инновационным решением не только для рынка Беларуси, но и России. Без рисков сложно быть первым и получать конкурентные преимущества. Но мы со своей стороны сделали все, чтобы свести их к минимуму.

— Успешность большинства проектов заключается в проектной команде, в слаженной работе поставщика и заказчика и, конечно же, в профессиональном управлении проектом, — заключает Игорь Петкевич. — Мы рисковали, выбирая новое решение, не имеющее еще внедрений в Беларуси. Но опыт работы с предыдущей версией решения показал, что система Set Retail устойчива, а компания-разработчик и компания-интегратор клиентоориентированы. Возможно, по российским меркам мы — некрупный заказчик, но компания-разработчик, решая многие вопросы, отнеслась к проекту очень ответственно. Проект для нас был достаточно сложным, и такое отношение очень помогло.

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «ДЕСЯТКИ»?

Set Retail защищает инвестиции, вложенные в автоматизацию, благодаря обеспечению бесперебойной работы всего оборудования торгового зала (POS-терминалов, касс самообслуживания, весов, термопринтеров, прайсчекеров и др.) в едином технологическом процессе вне зависимости от товароучетной системы.

Set Retail обеспечивает минимизацию затрат на внедрение (возможность запуска магазинов без аппаратных серверов, использование только бесплатных компонентов для серверов и касс, собственный механизм печати ценников и отчетов), сопровождение (бесплатные обновления, надежный и быстрый транспорт данных с контролем очередей и гарантированной доставкой, готовая система мониторинга транспорта данных между всеми узлами системы и состояния серверов c визуальными и email-уведомлениями ответственных лиц) и персонал (ввод кассиров в работу за 30 мин., кассир избавлен от необходимости думать, администратор системы заранее определяет все сценарии работы пользователей).

В Set Retail есть собственный модуль управления кассами самообслуживания Set SCO, благодаря которому эти кассы полностью интегрируются в кассовую линейку магазина и, соответственно, — в cистему лояльности торгового предприятия.

Set Retail работает в федеральных сетях России и крупнейших сетях Беларуси («К-Руока» (группа «Кеско»), «Дикси», «Лента», «О`кей», «Перекресток», SPAR, «Азбука вкуса», «Виктория», Castorama, 585, «Караван», «ГИППО», «Родная Сторона», «5 элемент», «Виталюр» и др.), которые являются лидерами и локомотивами развития ритейла. А количество и качество внедрений продукта — основные условия его развития.

В Set Retail реализована самая мощная и удобная система лояльности, которая позволяет действительно работать над лояльностью, а не просто раздавать скидки. Лояльность построена от целей маркетинга — привлечение и удержание покупателей, средний чек, возвращаемость покупателей.

Set Retail исключает возможность ошибки. Программа сама определяет следующее действие кассира. Если товар весовой, — предлагает его взвесить. Если штучный, — запрашивает число товаров. При этом внимание кассира фокусируется только на одной выполняемой задаче.

Set Retail позволяет исключить ситуацию, когда ценник в зале один, а цена на кассе другая. Система загрузит новую цену на кассу и весы только после того, как убедится, что сотрудник распечатал новый ценник.