От земли до бутылки…

РБ. Изменение акцизов открывает перед "тяжелым" спиртным зеленый коридор на потребительском рынке.

Как говорится, за что боролись… Спиртное дорожает, но белорусских любителей выпить ценой не сломить — реализация алкоголя продолжает увеличиваться, пишет Рэспублiка. Причем «желтую майку лидера» по динамике роста продаж снова натянула на себя ликероводочная продукция — целых 33,6 % прибавила за 11 месяцев этого года. Пиво и виноградное вино скромно плетутся позади. Производители пенного напитка грустно взирают на падение реализации своего продукта в последние месяцы и прогнозируют в следующем году даже падение производства. Оказавшись на наковальне падения потребительских расходов и смещения акцента на более дешевые продукты, пивную отрасль «припечатали» сразу двумя молотами: ростом акцизов и подорожанием сырья, причем отечественного солода, стоимость которого неожиданно взвилась вверх пропорционально девальвации рубля.

Вообще-то, «водочный градус» всегда был более доступным по цене. Соперничать в дешевизне с ним мог только «спирт» в плодово-ягодных винах. Правда, по динамике роста продаж пиво и натуральное вино в середине 2000-х обгоняли «тяжелых коллег». Но эти напитки «зарабатывали очки» у потребителя не благодаря дешевизне, они завоевывали покупателей имиджем солидности. В тот период народ богател, среднему белорусу в душе уже хотелось почувствовать себя средним классом европейского толка, и для многих стало несолидно «глотать рюмку», закусывая огурцом. Да и о здоровье белорусский средний класс стал задумываться.

«Понты — не последнее дело», — утверждал один из отечественных продавцов автомобилей премиум-класса, характеризуя предпочтения своих потребителей. По такому принципу в прошлом десятилетии развивались многие рынки, рассчитанные на среднего потребителя. Правда, на некоторые товары мода не успела установиться, «заматереть», превратиться в привычку. Поэтому первые веяния кризиса в республике перемешали тенденции отечественного алкогольного рынка. Имидж отошел на задний план у массового потребителя, который, экономя, постепенно переходит к выбору алкоголя по принципу «кайф за меньшую цену». В этой интерпретации на передний план выходит цена спирта в том или ином напитке. И водка тут впереди планеты всей.

По данным Национального статистического комитета, в ноябре литр водки в среднем стоил чуть более 42 тысяч рублей, виноградного столового вина — 35 тыс., 30,4 тыс. — крепленого и 32 тыс. — игристого, пива — 7,7 тыс. В абсолютных цифрах весь алкоголь смотрится достаточно ровно, а пенный напиток даже выигрывает в цене. Но если спуститься к стоимости градуса, айсберг перевернется. Грамм чистого спирта в водке стоил в ноябре около 105 рублей, в столовом виноградном и игристом вине — 300—350 рублей, в пиве — почти 200 рублей. Изменение акцизов в этом году больно ударило по плодово-ягодному вину, что, собственно говоря, неплохо, учитывая социальную проблемность этого напитка. А вот следующим «крупным пострадавшим» стало пиво.

Само по себе сентябрьское повышение акциза в три раза на литр пива — вещь неприятная, но не такая уж смертельная. По расчетам Министерства финансов, увеличение налога должно было увеличить розничную цену пива приблизительно на 15—20 %. Мелочь на фоне инфляции, перевалившей за 100 %. Но в том-то и проблема, что «большой» акциз пришел вместе с подорожанием сырья. Особенно удивились пивовары, узнав стоимость солода нового урожая. «Он подорожал почти в три раза, — недоумевает генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис. — Белорусский продукт, произведенный из отечественного сырья!»

В сырьевом отношении «водочники» оказались в более привилегированном положении: закупочные цены на зерно подросли, но намного скромнее по сравнению с солодом. Кроме того, основные производители сорокаградусной и все спиртзаводы — государственные предприятия, которые периодически пользуются средствами из инновационных фондов и получают другие виды финансирования, стоимость которых ниже, чем банковские кредиты на общих основаниях. Основа же пивной отрасли — частные компании, которым государство, естественно, не помогает. Поэтому и инвестиции в основной капитал сказываются по-разному на себестоимости продукции.

Руководители белорусских пивоваренных компаний утверждают: чтобы не потерять рынок, им приходится сдерживать рост цен за счет «убийства» собственной рентабельности, а также «проедать» инвестиционные средства, которые зарезервировали для модернизации производства в следующем году. Планируют пересматривать финансовые планы и иностранные инвесторы. Как отметил Аудриус Микшис, финский концерн «Olvi» — владелец основного пакета акций ОАО «Лидское пиво» — пока не потерял интереса к своему белорусскому активу, но учитывая смутные перспективы отрасли, не исключено, что долговременный план модернизации будет значительно корректироваться.

Пока же пивная отрасль вздыхает с пессимизмом. И статистика его только укрепляет. Самую приличную динамику продаж в этом году показали коньяк и ликероводочные изделия — они по сравнению с декабрем прошлого года подорожали меньше всего. Пиво же по росту цены обгоняет все другие «аналоги». Поэтому и продажи увеличились только на 11,5 % за 11 месяцев. Пока большинству отечественных производителей удается увеличивать объемы производства, занимая ниши импортных напитков, «котировки» которых у потребителей упали после девальвации. Но летом был еще дешевый солод. А с новой стоимостью сырья (плюс акцизы, которые грозят ростом и в следующем году) белорусские производители пенного напитка могут вплотную приблизиться по цене к иностранным торговым маркам. Но у крупных импортных холдингов намного больше возможностей по маркетинговому продвижению своих продуктов по сравнению с белорусскими финансово обескровленными предприятиями.

Исполнительный директор Гильдии пивоваров Владислав Скребцов делает неутешительное резюме: если не восстановить диспропорцию, сложившуюся на отечественном алкогольном рынке в ближайшее время, то пивная отрасль может впасть в жестокую стагнацию, а акцент продаж на «тяжелых» напитках вряд ли будет способствовать борьбе с алкоголизмом. Народ без пива, конечно, не останется, но самые выгодные ниши займут импортные бренды. А ведь за пивоваренными компаниями тянется целый шлейф производителей: солода, десятки хозяйств, выращивающие ячмень… Чтобы создать эту цепочку «от земли до бутылки», понадобилось немало сил, времени и средств. В том числе и бюджетных для развития сельскохозяйственной составляющей.