БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В США: ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ

Ольга САМОСЮК, LL.M., University of Arkansas

Статья подготовлена при содействии программы Международной финансовой корпорации (IFC) «Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь»

Тема здорового питания едва ли не самая обсуждаемая в средствах массовой информации США. Согласно данным американских центров по контролю и профилактике заболеваний, от болезней пищевого происхождения ежегодно страдают примерно 48 миллионов человек (один из шести американцев), при этом 128 000 человек попадают в больницы, а 3000 умирают. В данной статье рассмотрены меры, которые принимают американское правительство и пищевой бизнес для обеспечения безопасного питания и, соответственно, здоровья населения.

Ответственные государственные органы

Контроль за безопасностью продовольствия в США осуществляют многочисленные государственные органы различных уровней: федерального, штатов и местного. На федеральном уровне 15 учреждений коллективно администрируют по меньшей мере 30 законов, связанных с безопасностью пищевых продуктов. При этом выделяются два основных федеральных ведомства, отвечающих за безопасность продовольственной системы США — Департамент сельского хозяйства США (USDA) и Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, or FDA) Департамента здравоохранения и социальных служб США.

USDA несет ответственность за безопасность и качество мяса, мяса птицы и продуктов переработки яиц (сайт http://usda.gov/wps/portal/usda/usdahome). FDA отвечает за обеспечение безопасности остальных продуктов питания (сайт http://www.fda.gov/). По данным Департамента сельского хозяйства США, USDA регулирует примерно 10–20 % продовольственного снабжения страны, в то время как FDA обеспечивает безопасность оставшейся части.

Среди иных ведомств, отвечающих за безопасность продуктов питания в США, можно выделить:

Департамент национальной безопасности США (DHS), который отвечает за координацию деятельности госорганов по продовольственной безопасности, в том числе на границах США;

Национальную службу морского рыболовства (NMFS) в структуре Департамента торговли США, которая оказывает услуги по инспекции безопасности и качеству морепродуктов;

Агентство по защите окружающей среды (EPA), которое регулирует использование пестицидов и наличие максимально допустимых уровней остатков продовольственных товаров и корма для животных;

центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), которые функционируют в рамках Департамента здравоохранения и социальных служб США. Отслеживание болезней пищевого происхождения и их расследование — одна из функций этой службы.

На уровне штатов регулирование безо­пасности пищевых продуктов осуществляется департаментами здравоохранения, сельского хозяйства или окружающей среды, или их комбинацией. Как правило, им предоставлен широкий спектр полномочий, в частности проведение лабораторных исследований в отношении продуктов питания, проведение проверок в области общестенного питания, регулирование розничной торговли. Инспекцию учреждений общественного питания обычно проводят местные департаменты здравоохранения.

Законодательство о безопасности продуктов питания

Законодательство США в данной сфере состоит из многочисленных федеральных актов, а также принятых на уровне штатов. К основным федеральным актам относятся:

Федеральный закон о модернизации продовольственной безопасности (Food Safety Modernization Act, or FSMA), который подписан 4 января 2011 года президентом Обамой. Закон делает основной акцент на предотвращение возможных угроз безопасности продуктов питания на территории США. Он регулирует все отечественные и импортные продукты питания, за исключением мяса, мяса птицы и продуктов из яиц, которые регулируются Министерством сельского хозяйства США (USDA) в отдельных нормативных актах.

Федеральный закон о продовольственных товарах, медикаментах и косметических средствах (FD&CA). Первоначально принятый Конгрессом в 1938 году, FD&CA представляет собой набор законов, которые дают полномочия FDA по контролю за безопасностью продуктов питания, лекарств и косметики. С тех пор в закон были внесены многочисленные изменения. FSMA также вносит изменения в этот закон.

Действуют и отраслевые законы:

  • Федеральный закон по инспекции мяса 1906 года;
  • Федеральный закон по инспекции мяса птицы 1957 года;
  • Федеральный закон по инспекции продуктов переработки яиц 1970 года.
  • К другим законам, косвенно регулирующим безопасность продуктов питания в США, относятся:

Федеральный закон об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах 1947 года. Закон преду­сматривает, что любые используемые или ввозимые на территорию США пестициды должны быть зарегистрированы Агентством по охране окружающей среды США;

Федеральный закон о противодействии биотерроризму 2002 года требует обязательной регистрации всех производителей продуктов питания и импортеров, а также обязательного направления уведомления в FDA о ввозе продовольствия на территорию США.

Помимо законов, существуют также многочисленные руководящие документы и рекомендации для пищевой промышленности и потребителей, которые издаются компетентными органами. Как правило, принимаемые акты подлежат обязательному общественному обсуждению.

Общие требования к безопасности продуктов питания

Система безопасности продуктов питания США основана на следующих принципах:

  • только безопасные и качественные продукты могут поступать в продажу;
  • принятие решений в области безопасности пищевых продуктов должно быть научно обоснованным;
  • правительство должно нести ответственность по реализации мер, предусмотренных в нормативных актах;
  • производители, дистрибьюторы, импортеры и другие участники должны соблюдать требования законодательства и нести ответственность;
  • процесс регулирования данной сферы должен быть прозрачным и доступным для общественности.

Широкой популярностью пользуются системы безопасности качества производимых продуктов питания, основанные на анализе рисков. С принятием FSMA для предприятий пищевой промышленности стало обязательным наличие письменного превентивного плана контроля за безопасностью выпускаемых продуктов питания. Исключение сделано для малого бизнеса (в частности, для организаций, доход которых за последние три года составил менее 500 тысяч долларов США).

В предусмотренных случаях производители пищевой продукции обязаны внедрить в производство систему HACCP. HACCP является обязательным для производителей:

мяса и мяса птицы; морепродуктов; соковой продукции.

Маркировка

В Соединенных Штатах требования к маркировке продуктов питания представлены в различных федеральных актах. Общие требования к маркировке товаров, включая продукты питания, указаны в Федеральном законе о надлежащей упаковке и маркировке 1966 года. Так, информация, указанная на этикетке товара, должна содержать наименование этого товара, название и место нахождения изготовителя, упаковщика или дистрибьютора; вес (должен быть выражен в фунтах) и т. д.

Федеральный закон о продовольственных товарах, медикаментах и косметических средствах требует маркировку для большинства продуктов питания, однако маркировка отдельных сырых продуктов (фруктов и овощей) и рыбы является добровольной. Закон предусматривает, что этикетка должна включать следующую информацию:

  • наименование продукта;
  • название и место нахождения изготовителя;
  • ингредиентный состав;
  • вес нетто;
  • содержание питательных веществ.

Среди прочего на этикетке должно быть указано количество в продукте калорий, содержание жиров, холестерина, натрия, клетчатки и т. д. Кроме того, требуется указание о наличии в продукте основных пищевых аллергенов, таких как молоко, яйца, рыба, ракообразные моллюски, орехи, пшеница, арахис и соевые бобы.

Важно отметить, что в отличие от белорусского законодательства у американских производителей нет прямой обязанности указывать срок потребления продукта. Данное требование является добровольным, однако производители предпочитают его соблюдать во избежание со стороны потребителей возможных судебных исков по поводу некачественности продуктов питания.

Что касается генно-модифицированных продуктов питания, которые довольно распространены в США, соответствующая маркировка таких продуктов требуется, только если:

  • продукт значительно отличается своими питательными свойствами от оригинального продукта;
  • если продукт включает в себя несвойственные аллергены (например, арахисовый белок в соевых продуктах);
  • если пища содержит токсичные вещества выше допустимой нормы.

В иных случаях производители вправе не информировать потребителей о том, что продукт был генно-модифицирован. Законодательство США требует указания страны происхождения отдельных товаров, а именно: мясных продуктов, морепродуктов, орехов. Но, в ответ на претензии государств-поставщиков этих продуктов (в основном Канады и Мексики) ВТО постановила, что такое требование является техническим барьером на пути свободной торговли и нарушает торговые соглашения Соединенных Штатов с другими странами. 21 августа 2012 года США сообщили, что они намерены реализовать рекомендации ВТО по устранению этого барьера.

Органические продукты питания

В связи с озабоченностью качеством потребляемых в США продуктов питания, общим ухудшением здоровья населения (в частности, проблемой ожирения) растет общественный интерес к здоровой пище.

Особенно популярной стала органическая еда (organic food), выращиваемая и/или производимая в рамках Национальной органической программы. В данной программе участвуют производители как сырых, так и переработанных продуктов питания. Такие сельскохозяйственные продукты должны быть выращены (произведены) в соответствии со стандартами данной Национальной программы (без использования гормонов, пестицидов и т. п.). Их сертификация производится агентами, аккредитованными Департаментом сельского хозяйства США. Требования к маркировке основаны на содержании органических ингредиентов в продукте. Так, сельскохозяйственная продукция с надписью «100 % organic» должна содержать (за исключением воды и соли) только органические ингредиенты. Продукты с надписью organic должны состоять не менее чем из 95 % органических ингредиентов (без учета воды и соли). Оставшиеся ингредиенты должны быть включены в национальный перечень несельскохозяйственных веществ, которые недоступны в органической форме.

При маркировке переработанных продуктов, которые содержат не менее 70 % органических ингредиентов, используется фраза: Made with organic ingredients. В этом случае на главной панели перечисляются до трех органических ингредиентов или групп пищевых продуктов. Например, суп, содержащий 70 % органических ингредиентов и только органические овощи, может быть обозначен как «суп с органическими горохом, картофелем и морковью», или «суп с органическими овощами».

При маркировке переработанных продуктов, которые содержат менее 70 % органических ингредиентов, может быть указано лишь на эти конкретные органические ингредиенты.

За нарушение требований Национальной органической программы предусмот­рен штраф в размере 11 000 долларов.

В последнее время все более популярной в США становится программа Know your farmer, know your food («Знай своего фермера, знай свою еду»), поддерживаемая президентом Обамой и его супругой. Растет спрос населения на продукты питания с местных фермерских рынков, несмотря на то, что они дороже продуктов, массово предлагаемых в супермаркетах.

Отзывы продуктов питания

Важно отметить, что предприятия очень болезненно воспринимают отзывы продуктов питания, поскольку такая мера предполагает не только прямые убытки для производителя, но и потерю деловой репутации, что влечет за собой серьезные негативные последствия для компании в условиях жесткой конкуренции на данном сегменте рынка.

До принятия FSMA отзывы продуктов питания, которые регулируются FDA, были добровольными для предприятий (за исключением детского питания). С принятием данного закона FDA получила полномочия требовать от предприятий обязательных отзывов продуктов питания при соблюдении следующей процедуры:

  • FDA должно доказать наличие угрозы нахождения рассматриваемых продуктов питания в продаже;
  • FDA сообщает предприятию о возможности проведения добровольного отзыва продукции до применения принудительных мер;
  • FDA дает возможность предприятию оспорить решение об отзыве.

Отзывы мяса и мяса птицы регулируются USDA и по-прежнему являются добровольными, то есть они инициируются самим производителем или дистрибьютором, иногда по просьбе USDA. И только если компания отказывается отозвать свою продукцию, USDA имеет законное право задерживать и изымать эти продукты из торговли.

В случаях отзыва продуктов питания в обязательном порядке информируют общественность. Сведения размещают на сайтах компетентных государственных органов, СМИ оповещают те районы, где продукт был распространен и размещен.