Рассказываем, как прошел XI Международный форум «Беларусь молочная»
- 18.10.2025 09:20
XI Международный форум «Беларусь молочная» собрал более 500 делегатов из ближнего и дальнего зарубежья
Беларусь уверенно увеличивает производство молока и ставит амбициозные цели на ближайшее десятилетие. Об этом заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Александр ЯКОВЧИЦ на открытии XI Международного форума «Беларусь молочная», который прошел 16 — 17 октября в Минске.

Александр Яковчиц награждает заместителя гендиректора Глубокского МКК Елену Лавринович
Представитель ведомства отметил, что итоги года по молочной отрасли уже прогнозируемы. За девять месяцев 2025 года прирост производства составил 4,8 процента. Ожидается, что по итогам года страна преодолеет отметку в 5 процентов.
— Мы уже понимаем, как закончим год по молоку. Все предпосылки для того, чтобы произвести 9 миллионов тонн молока, есть, — заявил замминистра.
При этом Александр Яковчиц обозначил и долгосрочные вызовы. По его словам, ключевая задача, требующая решения уже сегодня, — стратегия развития отрасли.
— Ключевая задача — что мы будем производить и куда продавать через 10 лет. Минсельхозпрод сформировал стратегический план в разрезе каждого предприятия на ближайшую десятилетку. Еще мы должны понимать, почему у нас должны покупать эти продукты, — подчеркнул Александр Яковчиц.

За два дня в атмосфере деловой работы, дегустаций и живых дискуссий участники успели обсудить маркетинг и логистику, протестировать новинки и даже поспорить о том, что же делать с молочным жиром.
Дегустации и «молочные дебаты» стали настоящим эмоциональным центром форума. На длинных столах — успешные новинки из Беларуси и России: высокобелковые продукты, бессахарные и безлактозные линии, функциональные продукты, оригинальные сыры и «мороженые» сюрпризы.
За каждой тарелкой следовала живая дискуссия о потребительской ценности и рыночной жизнеспособности продукта. Параллельно эксперты говорили о потенциале белорусского сыроделия — заведующая лабораторией технологий сыроделия и маслоделия отраслевой лаборатории биохимии, микробиологии и технологических процессов переработки молока Института мясо-молочной промышленности Людмила Богданова обозначила ключевые вызовы рынка и ожидания потребителей. Главная мысль: сыроделие в республике готово расти, но ему нужны технологические инвестиции, грамотный маркетинг и четкая работа по позиционированию.
Батл идей «Что делать с молочным жиром?» оказался не только провокацией, но и рабочей мастерской по продуктовым стратегиям. Обсуждали всё: от «облегченного» масла и спредов до инноваций типа обезвоженного молочного жира и безлактозного масла. Впервые на форуме прошла отдельная секция «Ставим на мороженое», где обсуждали мировые тренды в масложировом сегменте, новые вкусы, упаковочные форм-факторы и возможности создания «истории» продукта, которая позволит продавать дороже рынка.
Праздничную ноту торжественности добавила церемония награждения лауреатов премии «Сто дорог экспорта» и «Большие звезды млечного пути». Например, начальник цеха сухого обезжиренного молока Лидского молочно-консервного комбината Светлана Ашманкевич получила приз в номинации «Виртуозы сушки» за руководство техническим перевооружением цеха, обеспечение экономического эффекта (1,64 миллиона рублей) и выпуск продукции мирового уровня.
На полях форума были представлены стенды отечественных и зарубежных производителей. Инженер лаборатории оборудования и технологий молочно-консервного производства отраслевой лаборатории Института мясо-молочной промышленности Ангелина Полын рассказала о последних разработках белорусской молочной отрасли:
— Одна из новинок — йогуртная заправка от Лунинецкого молочного завода. Вместо жирных майонеза или сметаны для заправки салатов мы разработали йогурт. В линейке есть различные вкусы: с зеленью и чесноком, с шампиньонами, с маринованным перчиком и зернами горчицы.
Кроме того, в этом году на белорусский рынок вышло безлактозное сгущенное молоко от Рогачевского МКК.
— Это шаг к расширению безлактозной линейки продуктов, — объяснила Ангелина Полын. — Сейчас у большого количества людей есть лактозная недостаточность, поэтому важно пополнять ассортимент таких продуктов.
Особое внимание инженер уделила совсем недавней новинке — молочным напиткам в индивидуальных саше с цикорием, с кофе и с какао, выпущенным филиалом Рогачевского МКК Калинковичским молочным комбинатом. Это аналоги кофе «3 в 1».
— В Беларуси достаточно мало производителей такого кофе. В основном это импортные продукты с растительным жиром в составе. Наша разработка — это гораздо более здоровая альтернатива, ведь в ее основе молочное сырье.
Своими впечатлениями поделилась заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и материально-техническому снабжению Полоцкого молочного комбината Елена Глинская:
— Прежде всего это возможность получения дополнительной прибыли, — отметила представитель комбината. — Мы общаемся как с отечественными, так и с зарубежными партнерами. Больше были нацелены на внешние рынки, но оказалось, что и внутри страны существуют перспективные направления. Есть моменты, которые мы можем производить, но пока не делаем. Для себя многое отметила, сделала фотографии, чтобы обсудить потом с командой. По Китаю сделала несколько выводов — как все-таки правильно зайти на этот рынок.
Главный технолог ООО «Ингрибел» Юрий Головко представляет компанию из Фаниполя, специализирующуюся на производстве ингредиентов для пищевой промышленности:
— Наш интерес в молочной отрасли заключается в том, чтобы обеспечить предприятия качественными компонентами для всего спектра продукции, которую они выпускают. Мы выпускаем комплексные пищевые добавки и функциональные смеси — как вкусовые, так и технологические. Для каждого продукта подбираем индивидуальное решение, исходя из потребностей конкретного производителя. Это помогает технологам на местах и служит достойной альтернативой европейским поставщикам.
Форум «Беларусь молочная» закончился, а его участники разъехались с полным багажом идей, контактов и практических инструкций для производителей.
