Жлобинский мясокомбинат: раскрываем все грани эффективности
- 10.07.2024 11:49
Жлобинский мясокомбинат — предприятие с историей и традициями. К качеству и натуральности, общим для всей отечественной мясной продукции, здесь свой поход. Не потеряться на фоне других игроков помогает и осмысленное развитие ассортимента. Над какими продуктами и проектами работает коллектив, поговорили с генеральным директором Сергеем ПРУДНИКОВЫМ.
Время сейчас непростое для всей отрасли, и жлобинские мясопереработчики — не исключение. Но предприятие работает, выпускает продукцию, запускает новинки, развивает фирменную сеть и экспорт, строит планы на будущее.
Ищем резервы
Мы умеем делать своё дело. Наш самый важный актив — профессиональная команда. Руководитель, будь он трижды профессионал, один в поле не воин. Примерно три четверти коллектива — люди, отдавшие предприятию не один год, пережившие вместе с ним и победы, и неудачи. Они знают, что трудности приходят и уходят, а комбинат продолжает работать. В том числе и благодаря их усилиям. Все вместе определяем и корректируем стратегические цели, ключевые точки, приоритетные направления, ставим задачи и дедлайны. Вместе реализуем намеченное.
В основе нынешней стратегии — политика всесторонней оптимизации затрат. Стараемся экономить везде, где можно. Анализируем всё: производственные процессы, технологию производства и эффективность реализации продукции, загруженность структурных подразделений. Переформатируем то, что приносит убытки, или решительно избавляемся от него. Ищем, где купить необходимое для производства подешевле, и куда продать готовый продукт подороже. Это позволило нарастить оборотные средства, точно и в срок выполнять оговоренные с партнёрами условия, выстраивать доверительные отношения с поставщиками сырья и ингредиентов. В производстве сделали акцент на выпуск высокомаржинальных продуктов, чтобы увеличить получаемую прибыль.
В результате по итогам первого квартала 2024 года рост производства полуфабрикатов составил 180 % к уровню 2023-го (761 тонна), бескостных отрубов — 120 % (397 тонн), колбасных изделий (это у нас основа ассортимента) — 103,1 %.
Идём на новые рынки
Почти год назад нам закрыли экспорт в Российскую Федерацию. Но этот очень неприятный факт только подтолкнул нас более активно взяться за освоение новых рынков и расширять присутствие на уже имеющихся. Мы стали продвигать свою продукцию в Казахстан, Армению, Грузию. Китай уже был в нашем экспортном портфеле, и мы не только не потеряли контакты на той стороне, а совсем даже наоборот — добавили новых контрагентов. Сейчас в Поднебесной у нас три партнёра. Китай забирал на себя около 30–40 % всех внешних продаж. Это было очень правильное решение продолжать поставки в КНР (даже притом что в России цена была интереснее), которое позволило сегодня предприятию работать, не экспортируя в РФ.
За год, начиная с 2023-го, у нас на 300 % (!) увеличился экспорт в Казахстан. И это притом что клиенты там сложные, переборчивые, очень требовательные к качеству.
Понемногу отгружаем в Грузию, Армению, Азербайджан. Главное — с чего-то начать. Постепенно рынок знакомится с твоей продукцией, покупатели понимают, что она качественная, натуральная, сделана по технологии. Как следствие — заказы увеличиваются, появляются новые партнёры. Так, продвигаясь шаг за шагом, довели долю экспорта в общем объёме продукции до 56 %.
Пополняем экспортный портфель продуктами
Расширяется и ассортимент в экспортном портфеле. До недавнего времени поставляли в Казахстан только блочное мясо. Но сейчас, буквально в этом месяце, планируем отправить первую партию отрубов. Это как раз тот продукт, по которому нас знали в России. Знали так хорошо, что даже пытались подделывать.
Начали поставлять в Казахстан и консервы — мясорастительные, немного свинины, но львиная доля — говядина. Вся продукция изготавливается по ГОСТам. Не соглашусь, что консервы — умирающая категория. Спрос есть, и с мая по ноябрь — время дач, походов, рыбалки — для них — самый сезон. Есть также определённые успехи в продвижении на этот рынок субпродуктов. Сложно было войти, начинали с небольших партий, а сейчас есть стабильные заявки, есть объёмы. Можно даже на 20–30 % увеличить поставки. Подали документы на аккредитацию в Китай по консервам и охлаждённому мясу (полуфабрикаты и отрубы).
Развиваем фирменную розницу и ассортимент
Полуфабрикаты сейчас в тренде, спрос на них растёт. Это видно по итогам первого квартала. Если сравнить продажи фирменной торговлей полуфабрикатов для запекания с соответствующими периодами прошлых лет, увидим заметный рост. В 2022 году — 128 тонн, в 2023-м — 154 тонны, а сейчас — 163 тонны. За счёт чего? С одной стороны, расширили линейку продуктов для запекания, добавили изделия из говядины. С другой, и это, наверное, более важно, переформатировали свои фирменные магазины в плане ассортимента. Раньше в них преобладала заморозка. Сейчас решили сделать упор на охлаждённое мясо и продукты — фарши, колбаски. Стали приучать своих потребителей к этому и увидели результат. На фирменные магазины за прошлый год пришлась практически половина продаж на внутреннем рынке.
В этой связи к фирменной рознице особое внимание. Не столько расширяем её, сколько оптимизируем. Закрываем убыточные магазины, ищем другие локации, чтобы открыть вместо них новые. Пока не найдём подходящее место, открывать точку не имеет смысла. Наша цель — магазин, который будет приносить доход. Количество магазинов не самоцель, они должны быть эффективными. Сейчас у нас в сети всего 23 торговых точки.
Мы поставили на производство новую сырокопчёную колбасу салями «Юбилейная» высшего сорта, которую сейчас продвигаем. Люди полюбили её, отзывы очень позитивные, и покупают продукт хорошо. Стали выпускать варёно-копчёную колбасу «Сервелат «Ореховый» высшего сорта, линейку полуфабрикатов быстрого приготовления из говядины — «Бефстроганов в маринаде», шашлык «Боярский», «Стейк для гриля». К сезону гриля запустили также три вида сырых колбасок — «Чиптоле», «Чоризо гриль», «С томатами и зеленью». И названия, и вкусы очень интересные, сейчас активно их продвигаем.
Планируем будущее
Что планируем? Конечно, по мере возможностей, хочется провести модернизацию. Будем экономить, чтобы выделить деньги на покупку самого необходимого оборудования для производства. В первую очередь думаем о завершении реконструкции компрессорного цеха. Часть работ там уже сделана. Оставшееся требует дополнительных вложений порядка 6–7 миллионов. Если задачи по оптимизации затрат будут последовательно выполняться, возможно, завершим проект в обозримой перспективе. Хотим добавить такое оборудование, которое облегчит труд людей на производстве. И, чтобы конкурировать с нашими грантами, нужно думать о покупке современного упаковочного оборудования.