Беларусь и Казахстан. Экспорт продуктов, технологий, доверия

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане

Беларусь и Казахстан связывают долгие годы дружбы и стратегического сотрудничества. Оба государства входят в Евразийский экономический союз и развивают взаимовыгодные проекты в самых разных сферах — от промышленности и аграрного сектора до логистики и цифровых технологий. Какие перспективы ждут двусторонние отношения в ближайшие годы, какие вызовы предстоит преодолеть, какие новые возможности открываются для бизнеса? Об этом мы поговорили с новым Послом Беларуси в Казахстане Алексеем БОГДАНОВЫМ. В преддверии форума «Беларусь мясная» сделали акцент на продовольственный сегмент.

— Как можно охарактеризовать продовольственный рынок Казахстана в целом? 

— Рынок Казахстана обширный. В стране проживает более 20 миллионов человек. И продовольственный сегмент демонстрирует стабильный рост, в том числе увеличивается производство мяса и мясной продукции. Страна активно развивает собственное производство, но потребности внутреннего рынка полностью не покрываются. А значит, есть условия для импорта. В то же время Казахстан сам наращивает экспорт, в первую очередь — мяса птицы. Однако доля импортируемых мясных и переработанных продуктов остаётся значительной. Важную роль в стране играют государственная поддержка аграрного сектора, а также развитие логистической инфраструктуры, способствующей интеграции в международные торговые потоки.интервью с новым Послом Беларуси в Казахстане Алексеем БОГДАНОВЫМ

— Какие перспективы у белорусских мяса, птицы, мясных изделий в Казахстане? 

— Местные производители полностью не закрывают потребность в мясе. С начала 2024 года по начало ноября объём импорта составил более 220 тысяч тонн. Если смотреть на цифры мяса, самый большой объём импорта приходится на мясо птицы — 110 тысяч тонн. Второе место занимает мясо КРС — порядка 11 тысяч тонн. Внешние закупки свинины составили шесть тысяч тонн, конины — 1,5 тысячи тонн. Всего объём импорта мяса показал около 130 тысяч тонн на сумму 205 миллионов долларов. Говоря о мясопереработанной продукции, стоит заметить, что основная доля импорта принадлежит консервам и колбасам. Объём их завоза составил 51 тысячу и 39 тысяч тонн соответственно. Всего Казахстан импортировал 92 тысячи тонн мясопродуктов на сумму 164 миллиона долларов.

— Как и с чем нашим мясопереработчикам заходить на рынок Казахстана? Кто потенциальные покупатели? Как с ними наладить взаимоотношения? 

— Выгоднее всего, с нашей точки зрения, — поставки готовой мясной продукции. И здесь ключевую роль играет взаимодействие белорусских производителей с местными торговыми сетями, такими как Magnum Cash & Carry, Small&Skiff, Anvar, FixPrice, Metro Cash & Carry, «Галмарт» и другие. Конечно, войти в крупные сети непросто, но на начальном этапе это можно делать в партнёрстве с местными крупными компаниями, имеющими позитивный опыт дистрибьюции и хорошую клиентскую базу. Кроме того, стоит отметить, что в Казахстане очень успешно работают местные компании, развивающие сеть магазинов белорусской продукции (например, Belastan.kz и другие). Их доля в общем объёме поставляемых на казахстанский рынок продуктов питания весьма значительна. Они заинтересованы в развитии и надёжных партнёрах. 

экспорт мяса птицы в Казахстан

 

— Сложно ли выполнить условия аккредитации? Действуют ли ввозные пошлины? Как учесть особенности налогового режима, логистики, платежей? 

— В этих вопросах нам очень помогает то, что Беларусь и Казахстан являются членами Евразийского экономического союза. В его рамках товары перемещаются без каких-либо таможенных пошлин и барьеров. Свидетельство тому — успешные кейсы белорусских предприятий, которые уже работают на этом рынке.

Одно из самых активных белорусских предприятий на казахстанском мясном рынке — ОАО «Брестский мясокомбинат» и ОАО «Гродненский мясокомбинат». Здесь также представлены Могилёвский мясокомбинат, Оршанский мясоконсервный комбинат и Витебская бройлерная птицефабрика, компания «Серволюкс». Кроме того, планирует войти на казахстанский рынок Гродненский мясокомбинат, сделав упор на продвижение продукции халяль. Уже прошли первые поставки и продажи, проводятся дегустации и другие маркетинговые мероприятия. Учитывая, что это всего лишь малая доля от того количества белорусских производителей, которые есть у нас в стране, можно с уверенностью сказать, что в этом направлении просматривается хорошая перспектива и для наращивания объёмов поставок, и для расширения ассортимента мясной продукции. 

экспорт мяса КРС в Казахстан

 

— Каких продуктов не хватает на рынке? Какие есть проблемы и риски, как их преодолевать? 

— Рынок Казахстана обширен и разнообразен, лояльность к товарам с маркой «Сделано в Беларуси» очень высокая, и мы должны приложить максимальные усилия, чтобы занять свои ниши во всех сегментах рынка. В первую очередь, как я уже сказал, — это готовые изделия из мяса птицы и говядины, в том числе консервированная продукция и полуфабрикаты. С учётом растущего населения Казахстана стоит обратить внимание и на детское питание. Кроме того, заметно увеличивается сегмент продукции халяль. Особенность Казахстана в том, что наряду с халяльными продуктами здесь продаётся достаточное количество нехаляльного мяса, в том числе свинина. 

Что касается рисков, то они есть в любой стране. Поэтому всегда важно правильно подбирать партнёра, проводить глубокое исследование рынка, позиционировать свою продукцию как качественный белорусский товар, а главное — подтверждать такое позиционирование изо дня в день. В целом хочу отметить, что белорусская продукция достаточно известна в Казахстане и пользуется популярностью. Она привлекает высоким качеством и стандартами безопасности в производстве.

Новости по теме