Виктор Назаренко: В ЕАЭС должна проводиться единая политика по применению санитарных и фитосанитарных мер

Член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о выстраиваемой в Евразийском экономическом союзе системе технического регулирования, предложениях по расширению полномочий ЕЭК в сфере санитарных и фитосанитарных мер, а также об ошибках, допущенных Россельхознадзором при применении межгосударственных стандартов к белорусской молочной продукции.

— Виктор Владимирович, на международном форуме «Евразийская неделя» в Ереване в числе других обсуждена тема совершенствования положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер (СФС-мер). Какие изменения в Договор о ЕАЭС, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?

— Мы работаем над корректировкой отдельных положений Договора о ЕАЭС. Это необходимо, чтобы обеспечить максимально эффективную защиту рынка от опасной продукции, а также для устранения технических барьеров и выпуска в странах союза товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Речь идет, в частности, об обеспечении вступления в силу требований технических регламентов ЕАЭС только после того, когда перечни стандартов для их реализации приняты и установлен механизм компетентного разъяснения положений этих базовых с точки зрения безопасности документов. Важной задачей является и создание механизма своевременной корректировки технических регламентов и перечней стандартов к ним. Для полной реализации установленных в союзе обязательных требований необходимо формирование действенной и эффективной доказательной базы. Это требует своевременной разработки и принятия единых межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Это область деятельности, где комиссии, на мой взгляд, нужно добавлять полномочия, как и по некоторым другим направлениям.

Совместно со странами ЕАЭС мы обсуждаем возможность внесения в договор о союзе изменений, которые позволили бы государствам-членам проводить единую политику в сфере применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Мы предложили странам союза подумать в этой связи о расширении полномочий ЕЭК. Считаем важным, чтобы комиссия могла, например, устанавливать унифицированный порядок введения временных СФС-мер. Организовывать и проводить аудиты систем контроля и совместные с уполномоченными органами стран ЕАЭС проверки в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Вести мониторинги в сфере СФС-мер. Устанавливать единые требования по видам административной ответственности за нарушение права союза. Мы также предлагаем внести изменения в Договор о ЕАЭС, связанные с установлением единых требований к системе управления рисками при осуществлении контроля (надзора) в области СФС-мер.

Среди других актуальных инициатив — предложения о наделении комиссии полномочиями по утверждению единых правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного происхождения в рамках союза, разработке порядка прослеживаемости подкарантинной продукции, ввозимой из третьих стран и перемещаемой между государствами — членами ЕАЭС.

— Вы уже почти два месяца работаете в должности министра ЕЭК. Перед началом работы в комиссии вы заявляли, что с появлением единых документов об оценке соответствия в ЕАЭС уровень защищенности белорусского рынка существенно снизился. Это утверждение касалось и других государств союза? Что удалось или планируется сделать, чтобы исправить ситуацию?

— Решение этой проблемы на территории пяти стран союза осуществляется одновременно по всем направлениям технического регулирования. У нас уже приняты типовые схемы оценки соответствия — их еще можно назвать «кодекс оценки соответствия», который определяет общее горизонтальное законодательство союза в этой сфере и является согласованной основой для пересмотра технических регламентов. Процедуры, установленные в техрегламентах, будут равнозначны, а результаты проводимой оценки в каждой стране ЕАЭС — сопоставимы. Задача комиссии и сторон — в максимально короткие сроки привести технические регламенты в соответствие с новыми типовыми схемами.

Для повышения доверия к результатам деятельности испытательных лабораторий необходимо обеспечить сопоставимость результатов исследований (испытаний) путем оптимизации и стандартизации методик выполнения измерений, а также проведения сличительных испытаний.

Чтобы удалить с рынка недобросовестные органы по сертификации, требуется повысить эффективность аккредитации в государствах — членах союза, реализовав механизм взаимных сравнительных оценок национальных уполномоченных органов, заложенный в Договоре о ЕАЭС. Как я уже отметил, в сфере защиты рынка ЕАЭС от опасной и некачественной продукции требуется гармонизировать законодательство государств — членов союза в области установления видов ответственности для участников процедур выпуска продукции в обращение. Изготовители, уполномоченные изготовителями лица и импортеры должны нести соразмерную ответственность за безопасность и качество выпускаемой в обращение продукции, а органы по сертификации и испытательные лаборатории — отвечать за достоверность результатов и достаточность оценок соответствия.

Убежден, что интенсификация процедур выявления несоответствующей продукции за счет установления эффективного взаимодействия органов государственного надзора стран, исключение дублирования их функций в отдельных сферах предотвратит появление на рынке опасной продукции, освободит его от серых сертификатов и повысит доверие потребителей.

— В Евразийском экономическом союзе выстраивается система единых для всех стран — участниц ЕАЭС технических регламентов. Что важно сделать для повышения эффективности их применения?

— Принятие технических регламентов ЕАЭС — значимый этап на пути создания единого рынка товаров, но еще более важным процессом является реализация и совершенствование обязательных требований.

Комиссия совместно с государствами — членами союза ведет ежедневную кропотливую работу по преодолению отдельных проблем, как системных, так и частных, которые неизбежно возникают при формировании таких интеграционных объединений, как Евразийский экономический союз. В сфере установления обязательных требований работа ведется по ряду направлений, включая совершенствование Договора о ЕАЭС.

Необходима периодическая проверка научно-технического уровня техрегламентов и обеспечивающих стандартов, не реже, чем хотя бы раз в пять-восемь лет. В этих же целях должна быть налажена скоординированная разработка межгосударственных стандартов, обеспечивающих безопасность и высокую конкурентоспособность продукции, в том числе на международных рынках.

Требуется также совершенствование механизмов внесения изменений в технические регламенты и перечни стандартов к ним, поскольку сейчас на это требуются годы. Это происходит в том числе потому, что страны нередко не могут договориться по отдельным положениям техрегламентов.

Третье направление — разворачивание системной работы по стандартизации для реализации требований техрегламентов. Здесь нужно совершенствовать подходы к межгосударственной стандартизации, лучше координировать работу между государствами — членами союза. Речь также о выработке новых механизмов финансирования работ по стандартизации, организации системной работы по ревизии фонда ГОСТ, в том числе отмене устаревших и невостребованных стандартов, гармонизации разрабатываемых ГОСТов с наилучшими международными требованиями, вовлечении в разработку стандартов на методы испытаний компетентных специалистов испытательных лабораторий, в первую очередь ветеринарных и санитарных служб государств ЕАЭС.

— Сколько союзных технических регламентов действует в ЕАЭС, и какие сферы они охватывают? Какие техрегламенты планируется разработать и принять в ближайшее время?

— Всего принято 46 технических регламентов союза, 39 из них вступили в силу. Они регулируют примерно 85% всей обращаемой продукции. Это технические регламенты в области безопасности пищевой продукции, товаров массового потребления, средств защиты, электротехники и машиностроения, энергоресурсов.

17 ноября вступит в силу еще один технический регламент союза о безопасности оборудования для детских игровых площадок.

Продолжается разработка 12 технических регламентов союза, пять из которых — на завершающем этапе готовности. Это техрегламенты, устанавливающие требования к энергоэффективности бытовых электроприборов, магистральным трубопроводам, продукции гражданской обороны, алкогольной продукции, мясу птицы и продукции ее переработки.

На разных этапах разработки — техрегламенты на высоковольтное оборудование, угли и продукцию их переработки, корма и кормовые добавки, подвижной состав метрополитена, трамваи и легкорельсовый транспорт, материалы, контактирующие с пищевой продукцией, здания и сооружения, строительные материалы и изделия.

Продолжение