Светлана Чивирова: При нынешней ценовой ситуации сложно переориентировать экспорт сыра в Европу

В ходе форума «Беларусь молочная» участники мероприятия обсуждали новые пути для развития экспорта, а также делились опытом в завоевании рынков дальнего зарубежья и строили планы на дальнейшее развитие молочной отрасли Республики Беларусь. Своими мыслями на счет изменения экспорта с Milknews поделилась Светлана Чивирова, директор ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод».

Мы производим сыр, масло, сыворотку сухую, активно работаем с Российской Федерацией, но одновременно с этим ищем альтернативные рынки сбыта в рамках всех событий, о которых в том числе упоминалось на форуме.

На данный момент около 80% всего экспортируемого продукта уходит в Российскую Федерацию, но сейчас по сухому продукту мы открыли для себя Китай, Литву, европейские рынки. Аналогично по маслу, частично диверсифицировали экспорт там, но основные наши объёмы это сыры, а их при теперешней ценовой ситуации сложно переориентировать в Европу, потому что там пошлины. Остаются только беспошлинные страны, но степень потребления твердых сыров, которые мы производим, в них весьма ограничена. Это страны Азии и Африки, в Китае вообще нету культуры потребления сыра как такового. С этим сопряжены определенные сложности.

В любом случае, Восток сейчас рассматривают как один из перспективных рынков, мы планируем посещать выставки в этих странах, узнавать спрос, может быть, частично переориентировать производство в сторону того, что больше им нужно, возможно даже уходить от производства твердых сыров.

Экспорт в Россию однозначно останется, у нас есть постоянные покупатели, которые привыкли к нашему продукту, с которыми мы работаем уже на протяжении большого количества лет. И даже то, что мы были закрыты в течение 9 месяцев на экспорт по сыру, не так сильно сказалось на отношениях — покупатели вернулись обратно, как только мы возобновили поставки. Нас знают в вашей стране. Конечно, когда так происходит, это становится большим ударом, это сразу огромный минус по выручке и рентабельности. Внутренний рынок у нас менее рентабелен, и он менее емкий, чем рынок Российской Федерации.