МАРТ озвучил итоги работы торговой отрасли в первом полугодии 2019 года

МАРТ озвучил итоги работы торговой отрасли в первом полугодии 2019 года. На пресс-конференции, которая состоялась 25 июля, чиновники назвали основные показатели отрасли. Один из важнейших трендов: падает доля отечественных товаров, растет импорт из России.

Основные цифры

Доля торговли в ВВП страны — 9,6%. Торговая отрасль занимает 2 место среди отраслей экономики по вкладу в ВВП страны.

Розничный товарооборот через все каналы реализации в 1-м полугодии 2019 г. составил 23,4 млрд. рублей, или 105,5% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года (задание на 2019 г. — 105,1%).

Товарооборот общественного питания в 1-м полугодии 2019 г. составил 1,4 млрд. рублей, или 106,1% в сопоставимых ценах по сравнению с 1-м полугодием 2018 г.

Оптовый товарооборот составил 47,7 млрд. рублей, или 96,3% сопоставимых ценах (задание на 2019 г. — 104,6%).

В структуре розничного товарооборота доля продовольственных товаров составила 49%, непродовольственных — 51%.

Доля отечественных товаров падает, российских — растет

В первом полугодии текущего года удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли составил 61,7% (снижение на 1,6 п.п. к аналогичному периоду прошлого года), в том числе по продовольственным товарам — 78,3% (снижение на 1,2 п.п.), непродовольственным — 43,1% (снижение на 0,5 п.п.).

На фоне падения продаж отечественных товаров импорт потребительских товаров вырос на 3,7%, в том числе непродовольственных — на 10,2%.

Средняя рентабельность в рознице находится на уровне 1,6%, в то время как в среднем по экономике этот показатель превышает 4%

При этом доля импорта потребительских товаров из России выросла на 2,7%, в торговле она составляет около 40%.

Выросло число торговых центров и заведений питания

За январь-июнь 2019 г. по данным Торгового реестра количество розничных торговых объектов в Беларуси увеличилось почти на 3% и на 1 июля 2019 г. составило более 117 тыс. единиц, их торговая площадь превысила 6,6 млн. кв. м. 

Количество торговых центров в целом по стране увеличилось на 1,5% и на 1 июля 2019 г. составило 615 ед. Площадь торговых центров, отведенная под торговые объекты, увеличилась на 1,9 % и составила порядка 2 млн.кв.м.

На 1 июля 2019 г. в республике насчитывается 388 рынков на 80,6 тыс. торговых мест.

По данным Торгового реестра, по состоянию на 1 июля 2019 г. услуги общественного питания в республике оказывают более 20 тыс. объектов общественного питания на 884,5 тыс. мест. За 1-е полугодие 2019 г. их число возросло на 3,7%.

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей составляет 773 кв.м при нормативе 600 кв.м. 90% площадей приходится на магазины. Остальная доля — рынки и торговые павильоны.

За первые 6 месяцев в отрасль привлечено $160 млн инвестиций, которые направлены в основном на развитие инфраструктуры.

5000 тысяч обращений потребителей

Отдельное направления работы МАРТ — защита прав потребителей и контроля за рекламой. В состав управления входит 7 человек. В первом полугодии МАРТ рассмотрел свыше 5000 тысяч обращений потребителей. По вопросам торговли —  40%, ЖКУ — 30%.

Источник: marketing.by