Кураж чиновников

Интервью с Вадимом Чагаровским, председателем совета директоров Союза молочных предприятий Украины.

DN(dairynews): 1 ноября на конференции в Киеве «Молочный бизнес-2012» Вы сказали, что торговых войн между Украиной и Россией давно нет.

Между Украиной и Россией нет никакой сырной войны.

DN: И не было?

И не было. В моем понимании. Есть российская территория, есть определенные стандарты технического регламента. Если ты хочешь работать на российской территории, то, будь добр, изучи сначала правила, которые надо соблюдать в этой стране.

В России технические регламенты приняты, а здесь на них никто не отреагировал, а сделать это было необходимо. На мой взгляд, это была абсолютно адекватная реакция российской стороны.

Касательно последней, так называемой, сырной войны. Нет войны между правительством, нет войны между странами, нет войны между переработчиками. Считаю, что Онищенко преследует свои политические цели, поэтому он добился публичности запретов.

DN: У Вас сложилось впечатление, что Геннадий Онищенко – это человек, который играет, или которым играют?

Я с ним не знаком. Но несколько заявлений, которые он делал, – абсолютно неадекватные. Не хочу комментировать. Используя указания власти, он удовлетворяет какие-то собственные амбиции. Это не касается позиции правительства. Несмотря на количество всех заявлений, запретов, телевизионных интервью, встречных колкостей, все как экспортировали, так и экспортируют. Ничего не поменялось. Наделали волн…

DN: Чиновники заработали, бизнесмены заработали, пресса заработала.

Прессе тоже же нужно «смаженое». По-украински «смаженые» – «жареные» факты. Сразу рейтинг вырастает. Я вижу здесь больше кураж.

DN: Кураж?

Да. Я вижу кураж со стороны определенных чиновников.

DN: На конференции Вы сказали, что дефицит молочных жиров в Украине не восполнялся растительными.

То же самое в России. Просто никто не сидел и не занимался анализом того, что происходит на рынке. Что в России, что в Украине существует сезонность производства молока. В осенне-зимний период – резкое падение. В России сезонность чуть меньше, потому что у вас только 50% населенческого молока.

Излишек производства летом запасается на осенне-зимний период в виде масла и сухого молока. И используется этот запас в производстве молочных продуктов. Так происходит компенсация дефицита молочного сырья в зимний период.

Сейчас огромного дефицита молока нет. Сегодня потребитель не может скушать столько молока, сколько мы производим. Рост потребления обусловлен ростом покупательной способности, а рост производства идет вместе с ростом потребления.

DN: В Украине есть проблема с государственной статистикой.

Да. И та же самая проблема в России. Манипуляция одним источником – это молоко от населения. Я приводил статистику за 90-й год производства молока в Украине. Было произведено всего 24 млн. тонн, сельхозпредприятия произвели более 18,5 млн. тонн, население – 5,5 млн. тонн молока. Была статистика по поголовью: у населения было 2,5 млн. коров и они давали 5,5 млн. тонн молока. Сегодня у нас 2,2 тыс. коров у населения, но почему-то молока почти 10 млн. тонн. Я всегда задаю аграрным чиновникам вопрос: «Скажите, пожалуйста, что произошло за двадцать лет? У нас была проведена огромная работа по улучшению селекции? Или подготовки кормов? Или условий содержания коров у населения?» Все осталось на том же уровне, на котором и было. Я думаю, что, когда были большие фермы, населенческие коровы иногда питались за их счет.

Поэтому я беру за априори показатель 90-го год – 5,5 млн. тонн. При том же паритете поголовья у нас производится такое же количество молока. Забудьте о 10 млн. тонн! Их нет и быть не может! У нас производится около 8 млн. тонн молока.

То же самое нужно сделать в России. Почему? Все программы, которые принимаются, никогда не будут эффективно работать, если будут базироваться на ложных цифрах и ложных представлениях. Это будет журнал «Мурзилка».

Некоторые чиновники говорят: «У нас создана Программа. Разве Чагаровский не знает, что у нас есть Программа?». Да я знаю, что есть Программа, но я привлекаю ваше внимание к абсолютно другим вещам. DN: И у Вас, и у нас статистика не дает объективной информации. Но именно ею руководствуются при подготовке правил получения субсидий по новой госпрограмме России – только высший сорт. Высший сорт не необходим в производстве сыров и сливочного масла. До этого момента государство через дотации сельхозпроизводителям компенсировало часть стоимости молока-сырья сыроделам и маслобоям.

Это искусственное деление, я бы так делать не стал. Если есть какая-то программа поддержки, то она должна быть абсолютно адекватной. «Молоко на сыр не будем, молоко на цельномолочку – будем…», – это все инсинуации, достаточно слабые позиции, я считаю.

DN: Вы ознакомлялись с нашей Госпрограммой поддержки сельского хозяйства на 2013-2020 годы?

Нет.

DN: Для нее существует Проект правил предоставления субсидий. Владимир Лабинов, возглавляющий сейчас департамент животноводства МСХ РФ, считает, что стимулировать объемы производства молока можно опосредованно – через увеличение коэффициента воспроизводства. Поэтому в Проекте правил есть требование добиться к 2015 году выхода 80 телят на 100 коров. Это требование сейчас горячо обсуждается молочным рынком.

Я думаю, к этому вопросу так подходить нельзя. Да, необходимо увеличить продуктивность, необходимо увеличить число лактаций. Но все нужно делать спокойно, без революций. Революции в животноводстве не нужны.

Вспомните, как породы выводились – на протяжении десятилетий. Вывели украинскую красную степную. Супер порода сегодня! Может давать 7 тыс. Голштино-фризская в условиях рискованного земледелия и глобального потепления с ней не сравнится.

Не мне учить Владимира Витальевича, в этом отношении более квалифицированного, чем я. Я – переработчик. Он – зоотехник, животновод. DN: Давайте, опять вернемся к украинскому молочному рынку. Был дефицит молочного сырья. Статистика, отражающая завышенные объемы валового производства, усугубила его. Какие другие отрицательные последствия для экономики страны были вызваны этой ситуацией, помимо неоправданного экспорта?

Сегодня появились чиновники, которые все понимают. Но здесь нужна политическая воля для того, чтобы объявить: «У нас нет такого количества молока». Никто не берет смелость на себя. Я об этом говорю не первый и не второй год – уже лет десять.

Правда, в этом году у нас впервые появились положительные тенденции: в первом полугодии получено больше молока от сельхозпредприятий, чем от хозяйств населения. С этим я могу поздравить украинскую молочную отрасль – 52%! Если такая тенденция будет продолжаться, то мы выйдем на абсолютно нормальное соотношение – 80% против 20%, я считаю.

DN: 80% сельхозпредприятия и 20% хозяйства населения.

Да. DN: Откуда Вы получаете информацию о выходе Украины из дефицита молочного сырья?

Это данные переработки. Предприятия отчитываются, сколько они получили молока. Я эти данные обрабатываю.

DN: У нас планируется субсидировать только высший сорт молока. Есть ли такое слабое звено на этапе передачи молока от сельхозпроизводителя к переработчику, выпадающее из государственного контроля, чтобы данные о сортности молока могли быть подделаны, а деньги «честно» поделены?

У нас нет субсидий высшего сорта. Я считаю, что это самообман, и здесь много соблазнов. Поэтому априори есть ГОСТ на молоко и должна быть принципиальная позиция переработчика.

У нас на предприятии (ООО «Белоцерковский молочный комбинат) нет проблем по сортности молока с нашими товаропроизводителями. По одной простой причине. Мы не используем методики тестирования жира, физико-химических показателей, которые влияют на сортность. Мы используем приборы экспресс-метода, которые отпечатывают шесть параметров. Было несколько таких контрольных проверок – сейчас уже исчез вопрос о том или ином показателе. У нас есть результаты экспресс-анализов, поэтому сортность молока, которую мы определяем, не вызывает никакого сомнения.

Такие вещи нужно делать на стыке взаимоотношений товаропроизводителя и переработчика: нестандартные решения, которые бы удовлетворяли всех У нас нет такого: «А! Вы нас обманули! А! Вы нам не то поставили!» Абсолютно.

Источник: dairynews.ru