Как Беларусь наращивает экспорт молочной продукции

Ксения МЕЛЕШКО
Ксения МЕЛЕШКО
начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Беларусь занимает одну из лидирующих позиций в мире по производству молока на душу населения. На зарубежные рынки поставляется более 1,8 тыс. наименований молочной продукции, а география экспорта представлена 50 странами. Отечественная молочная промышленность находится в постоянном развитии и совершенствовании, а также поиске механизмов повышения производственной и экономической эффективности. 

Ситуация в молочной отрасли Беларуси

По словам Ксении Мелешко, уровень самообеспечения молочной продукцией за счет собственного производства в нашей стране составляет 260%. Кроме того, по предварительным подсчетам, в течение пяти лет объемы экспорта молочной продукции вырастут более чем на 10%.

«Удельный вес молочной продукции в общем экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составляет более 40%. Отмечу, что это основной товар, который обеспечивает нашу отрасль. За 8 месяцев 2023 года мы значительно увеличили натуральные объемы экспорта основных видов молокопродуктов. Так, экспорт масла животного происхождения вырос на 20%, сыров и творога — на 1,5%, молочных консервов — на 4,4%, молока и сливок в потребительской упаковке — на 10%. В этом году основной фактор, который повлиял на прирост экспортной выручки молокопродуктов, — физический объем», — рассказала начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода.

По результатам января — июля 2023 года Беларусь сохраняет лидирующие позиции в мировом рейтинге экспорта молочных продуктов. Так, по экспорту масла и сухой молочной сыворотки наша страна занимает 3-е место, по сухому обезжиренному молоку — 5-е, а по сырам и творогу — 4-е.

Структура экспорта молочной продукции

«В структуре экспорта молокопродуктов основную долю занимают сыры и творог (44%), масло — 19%, цельномолочная продукция — 11%, сухое обезжиренное молоко — 11%, сухое цельное молоко — 3,7%, творог — 3,8%, прочая продукция — 8,6%», — заявила специалист.

Говоря о структуре экспорта в разрезе регионов нашей страны, она отметила, что по сырам основная доля приходится на Брестскую, Гомельскую и Гродненскую области, сливочному маслу — на Минскую, Гродненскую и Брестскую, цельномолочной продукции — на Минскую и Брестскую, сухому обезжиренному молоку — на Минскую, Гродненскую и Гомельскую, сухому цельному молоку — на Гродненскую и Витебскую области.

«Кроме того, мы проанализировали структуру фасовки в разрезе отдельных регионов и видим, что самая высокая доля фасованной продукции по маслу приходится на Брестский регион, сырам — на Гомельскую область, а по сухому обезжиренному молоку — на Витебскую область. Развитие фасованной продукции — одно из наших стратегических направлений, которое мы отрабатываем с комитетами по сельскому хозяйству, а также некоторыми предприятиями», — подчеркнула Ксения Мелешко.

Куда поставляется белорусская молочка

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода обратила внимание, что в сфере расширения рынков сбыта белорусской продукции нашей стране еще есть над чем работать.

«Диверсификация экспортных отгрузок молочной продукции — актуальная тема. Текущий и предыдущий годы показали, что нам необходимо на это ориентироваться. Наиболее актуальные рынки для наших экспортных поставок среди стран СНГ — Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, а в странах Азии — Китай, Грузия, Израиль, Филиппины, Монголия. В странах Персидского залива мы развиваем сотрудничество с ОАЭ, Саудовской Аравией, Ираком, Ираном и Оманом. В Африке нам интересны Гана, Египет, Гамбия и другие», — заверила специалист Минсельхозпрода.

По ее словам, за 8 месяцев текущего года Беларусь нарастила экспорт молочной продукции в Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Кроме того, увеличилась отгрузка в такие страны Азии и Океании, как Индонезия, Бангладеш, Сирия, Израиль, Турция, Йемен, Пакистан, ОАЭ, Оман, Ирак и Катар.

«Также в этом году мы успешно отгрузили продукцию на Кубу. Есть дальнейшие планы по увеличение поставок туда сухого молока. За 8 месяцев увеличили отгрузку молочной продукции и на рынок Африки — рост составил 8,9%. Так, начаты отгрузки продукции в Сенегал, Египет», — констатировала Ксения Мелешко.

Также она рассказала о продуктах, которые поставляются на уже освоенные рынки. «Например, в ОАЭ мы раньше отгружали сухое обезжиренное молоко, а теперь начали еще и мороженое. Это говорит о том, что мы продолжаем осваивать уже известные нам рынки за счет новых товарных позиций. В текущем году один маслодельно-сыродельный завод нашей страны начал поставку сыра и сухих молочных продуктов в Республику Корея, а также заменителей цельного молока в Монголию. Кроме того, осуществлены первые поставки сухой смеси для мороженого и диетического питания в РФ», — заявила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода.

Работа на российском рынке

Как подчеркнула Ксения Мелешко, Российская Федерация, безусловно, занимает основную долю экспортных поставок белорусской молочной продукции.

«Россия — наш основной рынок. Мы видим, что согласно стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года уровень самообеспечения по молочной продукции в России не достигнет 100%. Поэтому для белорусских производителей ниша для экспортных отгрузок на российском рынке все еще открыта. Мы работаем по поставкам молочной продукции с 77 регионами Российской Федерации. Во всех федеральных округах присутствует наша молочная продукция и ее удельный вес только увеличивается», — рассказала специалист Минсельхозпрода.

При этом она добавила, что с Россией необходимо работать над увеличением доходности для наших молокоперерабатывающих предприятий. Речь идет о создании субъектов товаропроводящей сети, работе с удаленными регионами РФ, а также розничными торговыми сетями.

Перспективы поставок в Китай

Как отметила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода, китайский рынок — один из важнейших после Российской Федерации.

«Основная доля экспорта молочной продукции на китайский рынок приходится на сухое обезжиренное молок (60%), молочную сыворотку (около 30%), а также сухое цельное молоко (9,2%). Также в этом году наши предприятия увеличивают выпуск молока в потребительской упаковке. С Китаем мы подписали протокол по расширению доступа наших предприятий на их рынок. В дальнейшем планируем наращивать поставки на рынок Поднебесной не только молочной продукции, но и широкого спектра других товаров», — поделилась планами специалист.

Дальнейшие планы по работе на глобальных рынках

Говоря о перспективных рынках для молочной отрасли, Ксения Мелешко обратила внимание, что основную работу в этом направлении проводит Департамент по ветеринарии Минсельхозпрода. Именно он обеспечивает согласование всех ветеринарных требований на мировых рынках.

«Большое внимание руководство нашей страны уделяет работе с рынком Африки. Мы сделали определенный анализ по тому, какие рынки на данном континенте будут перспективными для освоения нашими предприятиями. Уже ведем работу с Кот-д’Ивуар, Зимбабве и Сенегалом. Поставляем туда молочную сыворотку, сухое обезжиренное молоко и детское питание», — резюмировала начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода.

Источник и фото: БЕЛТА