Импортозамещение: как западные санкции стимулируют экспорт продовольствия

Санкционный удар с Запада первой приняла Россия, она же в качестве ответной меры ввела продэмбарго. Беларусь в этом смысле идет по проторенному пути. И в обеих странах наблюдается рост производства сельхозпродукции, которая неизменно находит внешнеторговых покупателей.

Фото: из интернета

Введение продэмбарго против ряда западных стран, которые ведут недружественную политику в отношении Беларуси, совпало с рекордным экспортом продукции агропромышленного комплекса страны. По итогам прошлого года он составил около $6,5 млрд, прибавив $700 млн к итогам 2020-го.

Управление ограничениями

О подвижках на союзном рынке продовольствия свидетельствует тот факт, что за десять с половиной месяцев прошлого года Беларусь на треть увеличила ввоз свинины из России, а это как раз одна из позиций продэмбарго. Согласно официальным данным, за январь — сентябрь 2021 года общий импорт свинины в Беларусь составил 25 845 т. Импорт за аналогичный период 2020 года составлял 16 645 т. Импорт свинины из Российской Федерации в январе — сентябре 2021 года составил 18 436 т (в январе — сентябре 2020 года — 15 336 т). За период с 1 января по 17 октября 2021 года поставки свинины из России в Беларусь выросли на 33%, с 14,7 тыс. т до 19,5 тыс.
В свою очередь экспорт белорусской свинины за январь — сентябрь 2021 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% и составил 2 119 т (в январе — сентябре 2020 года — 1 877 т), сообщает специализированный портал Agronews.сom. При этом в Россию было продано 1 542 т свинины (в январе — сентябре 2020 года — 1 745 т), что свидетельствует о заинтересованности в обоюдных поставках.

Санкционный удар с Запада первой приняла Россия, она же в качестве ответной меры ввела продэмбарго. Беларусь в этом смысле идет по проторенному пути. Данные российского Национального рейтингового агентства свидетельствуют о том, что российское эмбарго создало дополнительные возможности для белорусского экспорта. К примеру, в 2013 году почти треть продукции ввозилась в Россию из ЕС, а доля Беларуси составляла 12%. По итогам 2020 года, доля белорусских поставок в Россию уже достигла 25%.

Двукратный рост поставок — неплохой индикатор «действенности» западных санкций и свидетельство того, что ограничения на самом деле стимулируют рост, если ими правильно управлять. Беларусь особенно нарастила поставки мяса и молока, а экспорт сыров увеличила в три раза. Более 70% белорусского экспорта продовольствия в 2020 году приходилось на Россию. Теперь настал черед России заполнять освобождающиеся ниши белорусского рынка.

По данным Федеральной таможенной службы, в структуре экспорта российских продовольственных товаров доля Беларуси в 2020 году составила 8,8%, но западные санкции и ответное эмбарго открыли новые возможности для повышения данного показателя.

Есть, что поесть

В 2020 году внешнеторговое сальдо Беларуси по группе агропродовольственных товаров составило около $1,5 млрд. Это значит, что Беларусь экспортирует продовольствия гораздо больше, чем импортирует, так что можно говорить о стопроцентном уровне самообеспеченности по основным группам продовольствия. В первую очередь, речь идет о молочных продуктах, мясе, яйцах, овощах, а «излишки» поставляются на внешние рынки.

Как отмечает директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Андрей Пилипук, в последние годы экспорт товаров сельскохозяйственных предприятий и пищевой промышленности обеспечивает около 20% валютных поступлений от поставок товаров за рубеж наряду с такими отраслями, как химическая промышленность, производство машин, оборудования, транспортных средств. На мировом рынке реализуется до 40% продукции, произведенной отечественным сельским хозяйством и пищевой промышленностью, что составляет 8-9% ВВП Беларуси.

Что касается плодоовощной продукции, то доля отечественных товаров в розничной торговле составляет от 60 до 90% в зависимости от товарной номенклатуры. При этом в Беларуси имеются производственные резервы, чтобы обеспечить себя овощами и фруктами практически полностью, а импортировать лишь отдельные виды, для выращивания которых не подходят природно-климатические условия — цитрусовые, виноград, бананы, персики, резюмирует Пилипук. Поставки из ЕС без проблем замещаются поставками из ЕАЭС, СНГ, азиатских и африканских стран. Эти же страны формируют основные рынки сбыта продукции белорусского АПК.

По мнению Андрея Пилипука, эмбарго послужит стимулом для развития отечественного аграрного производства, в первую очередь, овощей и фруктов. Он ссылается на опыт России, где в 2020 году по сравнению с 2014-м производство зерна выросло почти на 27%, мяса — более чем на 24%, фруктов — почти на 30%, овощей и молока — больше чем на 7%. При этом российский импорт агропродовольственных товаров сократился на 27,3%.

С тех пор эмбарго ежегодно пролонгировалось, президент России Владимир Путин продлил его и на 2022 год, поблагодарив Европу за санкции, которые в России стимулировали импортозамещение. В настоящее время Российская Федерация находится на 17-м месте в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. В 2020 году ее экспорт сельхозпродукции составил $30,5 млрд. По сравнению с 2010 годом экспорт возрос почти в 4 раза, а в прошлом году достиг исторического максимума для страны: на 28 ноября 2021-го составил более $31,2 млрд.

Зерновое «рандеву»

По данным федерального центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе России, самый большой вклад (около трети) в экспорт российской продукции АПК по-прежнему вносит зерно: за 11 месяцев 2021 года его было поставлено на внешние рынки на сумму $9,42 млрд долларов — на 10% больше чем в предыдущем году. За тот же период наибольший прирост наблюдался по экспорту продукции масложировой отрасли: почти в полтора раза (49%) — с $4,16 до $6,19 млрд. Поставки мясной и молочной продукции выросли на 30% — с $1,02 до $1,33 млрд. Экспорт рыбы и морепродуктов увеличился на 29% — c $4,73 до $6,08 млрд.

Рост поставок в денежном выражении произошел почти по всем видам продукции АПК России за исключением мороженой рыбы, моллюсков, сахара. Из зерновых культур больше всего вырос экспорт гречихи, проса — более чем в два раза. Из мяса больше всего увеличились поставки говядины — почти в три раза.

По иронии судьбы импортером номер один российской продукции АПК является ЕС, который нарастил закупки на 44% — с $2,9 до почти $4,2 млрд. Главный итог санкционного «рандеву» заключается в том, что благодаря контрэмбарго Россия снизила импорт продовольствия на треть — с $43,3 млрд в 2013 году до $30 млрд в 2019-м. А по итогам 2020 года экспорт российской сельхозпродукции впервые превысил импорт.

По темпам роста продовольственного экспорта Беларусь старается не отставать от союзной России. Согласно официальным данным, белорусское продовольствие в прошлом году поставлялось в 106 стран мира. Увеличение поставок наблюдалось практически по всем регионам. Экспорт в страны СНГ, включая Российскую Федерацию, увеличился на 12%. В страны дальнего зарубежья поставки увеличились более чем на 40%, в том числе в страны Азии и Океании, ЕС Америки и Карибского бассейна.

Экспорт белорусского молока и молокопродуктов за 11 месяцев прошлого года вырос на 10,4%; мяса и мясопродуктов — на 17,4%; рыбы и рыбной продукции — на 25,7%; яйца — на 38,1%; картофеля и продуктов его переработки — на 53,6%; овощей и грибов — на 14,8%; масла рапсового — на 81,3%; вод и алкогольных напитков — на 6,7%, шоколада и продуктов, содержащих какао — на 36,6%.

Данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН свидетельствуют о том, что по итогам прошлого года цены на базовое продовольствие выросли более чем на 3%, достигнув максимума с середины 2011 года. Рост происходит, в первую очередь, за счет зерна и растительных масел.

Внешнеэкономическая конъюнктура способствует продовольственному экспорту как из России, так и из Беларуси, стимулирует взаимные поставки. В обеих странах наблюдается рост производства сельхозпродукции, которая неизменно находит внешнеторговых покупателей, а это и есть наиболее убедительный ответ на западные санкции.

Источник: Sputnik