зимний фон

Эмбарго Беларуси приносит европейским садоводам и овощеводам потери в размере 250 млн евро в год

Эмбарго Беларуси началось 1 января 2022 года, что повлияет на экспорт фруктов и овощей из ЕС на срок, возможно, более 6 месяцев, и еще больше подорвет позиции экспортного бизнеса ЕС в сфере фреш-продукции. Об этом заявляют в Европейской ассоциации производителей свежих продуктов Freshfel Europe, представляющая интересы цепочки поставок свежих фруктов и овощей в Европе и за ее пределами. В настоящее время Freshfel Europe насчитывает более 200 членов, включая как компании, так и ассоциации.

Сектор свежей продукции является основным и чувствительным к ценам, имея ограниченные возможности для решения проблем, связанных с ограничениями, которые вытекают из политических споров и находятся вне его контроля. В этом контексте Freshfel Europe выражает глубокую озабоченность по поводу трудностей, с которыми в очередной раз столкнулся сектор в результате геополитических споров, призывает к сотрудничеству и настоятельно рекомендует политикам поддержать всех операторов, прямо или косвенно пострадавших от эмбарго, посредством усиленного мониторинга, прямой помощи рынку и рекламных мероприятий, а также возобновления усилий по открытию новых рынков. Геополитическое эмбарго с 2014 года оказывает ежегодное воздействие на европейский сектор свежей продукции в размере около 3 млрд евро.

Фото: из интернета

1 января 2022 года началось эмбарго Беларуси, которое повлекло за собой серьезные последствия для европейского плодоовощного сектора. К сожалению, сектор фреш- продукции слишком часто становится разменной монетой в геополитических спорах, таких как российское эмбарго, закрытие алжирского рынка, ответные меры США по другим торговым спорам, а теперь и Беларусь.

Филипп Бинар, генеральный делегат Freshfel Europe, заявил: «Ежегодно в Беларусь экспортируется от 400 до 500 тыс. тонн продукции. Объем, поставленный на карту, который оценивается в 250 млн евро, является особенно значительным. Больше всего пострадала Польша, на которую приходится более 60% экспорта из ЕС с годовым объемом экспорта 300 тыс. тонн». Испания с 60 тыс. т, Бельгия с 35 тыс. т, Нидерланды с 30 тыс. т, Греция с 15 тыс. т и Италия с 10 тыс. т — другие поставщики из ЕС.

Филипп Бинар добавил: «Без учета экспорта в Великобританию, Беларусь является вторым пунктом назначения для свежей продукции ЕС, и на нее приходится более 10% экспорта ЕС. Это ограничение может оказать значительное влияние на рынок ЕС, создать эффект бумеранга на нескольких рынках, со значительным изменением цен на некоторые сорта». Помимо прямых проблем в торговле фруктами и овощами между ЕС и Беларусью и косвенных последствий на рынке ЕС, эмбарго будет иметь и побочные последствия, такие как таможенные задержки на границе для реэкспорта ЕС продукции из третьих стран, неопределенность в отношении транзита через Беларусь и задержка белорусского выхода для таких продуктов, как поставки древесины, необходимой для упаковки в ЕС. Freshfel Europe также отметила, что ЕС не запрещает свежие продукты из России и Беларуси. В последние годы экспорт, в основном, овощей из этих стран при поддержке производственных ресурсов из ЕС конкурировал с тепличным производством в странах Балтии и производством ягод и овощей в восточных странах ЕС.

Восстановление доступа на рынок Беларуси осложняется тем, что Беларусь не является членом ВТО и не имеет двустороннего соглашения с ЕС. В настоящее время эмбарго установлено на 6 месяцев, хотя предполагается, что оно будет действовать дольше из-за его связи с российским эмбарго, от последствий которого сектор страдает и сегодня. Европейские фрукты и овощи составляют треть стоимости российского эмбарго в размере 7,5 млрд евро, при этом пострадали 2,2 млн тонн. Филипп Бинар сказал: «Совокупное эмбарго на фрукты и овощи направлено против законного бизнеса, ежегодный оборот которого сейчас составляет около 3 млрд евро, который необходимо перепозиционировать. Учитывая, что производство фруктов основано на долгосрочных инвестициях в сады и необходимости специально адаптировать сорта к рыночным спецификациям новых направлений, необходимость переориентации экспорта на новые рынки является сложной задачей для сектора».

Freshfel Europe и ее члены активно решают вопросы диверсификации рынка, а также текущие логистические ограничения на зарубежных рынках. Альтернативные возможности следует искать, прежде всего, на соседних рынках, таких как Турция, огромный рынок с потребителями, придерживающимися средиземноморской диеты. Филипп Бинар добавил: «Учитывая, что для экспорта в Турцию все еще действуют асимметричные торговые соглашения с высокими таможенными пошлинами и сложными таможенными процедурами, экспорт ЕС ограничен 10 тыс. тонн, в то время как Турция ежегодно поставляет в ЕС около 900 тыс. тонн фруктов и овощей». Рассматривая другие новые возможности в Юго-Восточной Азии и Африке, европейские союзники в этих геополитических спорах также должны продемонстрировать свою солидарность и наконец-то рассмотреть вопрос об открытии своих рынков для свежей продукции ЕС, начиная с США и совместных протоколов по яблокам и грушам, которые были заблокированы в течение нескольких лет, или Японии, завершившей свою длительную процедуру завершения протоколов с наименее искажающими условиями доступа на рынок для киви и груш среди других продуктов.

Freshfel Europe выражает свою глубокую озабоченность трудностями, с которыми сталкивается сектор, являющийся жизненно важным и чувствительным к ценам. Freshfel Europe призывает политиков к усиленной помощи, чтобы помочь сектору и всем заинтересованным сторонам, прямо или косвенно затронутым этой проблемой, приспособиться к этим растущим рыночным ограничениям. Freshfel Europe ожидает введения мер по активному содействию стабильности рынка, в частности, для яблок. Следует рассмотреть возможность расширенной схемы изъятия продукции для PO и индивидуальных производителей, с бесплатным распределением в школы (не подрывая существующие каналы бизнеса), благотворительные организации и других нуждающихся людей, чтобы устранить краткосрочные последствия запрета. Дополнительные ресурсы на рекламную деятельность в секторе фруктов и овощей, финансируемые из исключительного кризисного бюджета ЕС, будут способствовать поддержанию потребления в ЕС, наряду с возобновлением усилий по открытию новых рынков, в частности, в соседних с ЕС странах (например, Турция, Балканы, Северная Африка), а также в Азии, Африке или Северной и Южной Америке. Freshfel Europe продолжит следить за развитием ситуации с эмбарго Беларуси, а также за другими торговыми ограничениями, с которыми сталкивается сектор.

Источник: Агробизнес