Доля импорта на мясном рынке РФ в 2020 г. снизится до 5 %, экспорт вырастет на 30 %

Доля импорта на мясном рынке РФ в этом году снизится до 5% с 7% в прошлом году, экспорт мяса увеличится на 30%, сообщил глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей ЮШИН на Мясном конгрессе в рамках Недели российского бизнеса.

«В настоящее время доля импорта не превышает 5%. Это с учетом торговли со всеми странами, включая ЕАЭС. А если брать страны дальнего зарубежья, то этот показатель составляет порядка 2%», — сказал он.

В прошлом году, по данным НМА, импортное мясо занимало 7% рынка.

Причем импорт свинины в этом году составит всего около 10 тыс. тонн, «а может и меньше», в то время как экспорт этого мяса растет, отметил ЮШИН. «Свинина поставляется даже в ОАЭ, потому что там есть экспаты и есть рынок», — сказал он. Увеличиваются и поставки за рубеж мяса птицы. «Его можно найти в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, в Центральной Азии, в Китае, — заявил ЮШИН. — Недавно на Филиппины пошла первая партия. В Китае Россия занимает третье место по поставкам мяса птицы после США и Бразилии».

«В этом году, по нашим оценкам, поставки на зарубежные рынки российского мяса и мясопродуктов достигнут $800 млн, объем может быть 480-500 тыс. тонн. И это очень важный результат. 42 страны покупают наше мясо», — сообщил глава НМА, добавив, что экспорт крайне важен еще и для поддержания рентабельности производства, «когда какие-то части мало востребованы внутри страны и мы находим для них рынки за пределами РФ».

По его прогнозу, производство мяса в РФ в этом году увеличится почти на 4%, до 11,2 млн тонн, в том числе в свиноводстве рост составит 6,7%, до 4,2 млн тонн, в птицеводстве — 1-2%, до 5,105 млн тонн. «Рынок мяса птицы перенасыщен, и сегодня птицеводам очень несладко, они работают в нулевую рентабельность или в минус», — пояснил он.

«Производство говядины вырастет почти на 2%, до 1,65 млн тонн, и, думаю, что это будет устойчивой тенденцией — прибавлять в год по 20-40 тыс. тонн», — заявил ЮШИН.

Глава ассоциации также сообщил, что потребление мяса в РФ, несмотря на снижение располагаемых доходов населения, растет. Это связано со снижением цен на него и подорожанием других продуктов питания, в частности, рыбы. В этом году потребление превысит 76 кг на человека. «Это высокий уровень. Средний уровень потребления в мире — 42-43 кг на человека в год. В бедных странах — 23 кг, в богатых — 83 кг, — сказал он. — Но у нас большое число людей, которые недоедают мяса. И с этим надо работать, потому что иначе потенциал дальнейшего роста потребления в целом становится ограниченным. А у нашей отрасли задача — за счет обеспечения доступных цен, особенно на основные виды мяса, сохранять тенденцию по постепенному повышению среднего уровня».

По его словам, в этом году потребление также выросло из-за того, что «миллионы людей в этом году не уехали из страны на отдых из-за коронавируса». Кроме того, погода способствовала «сезону шашлыков и барбекю».

Говоря о влиянии коронавируса на отрасль, ЮШИН сказал, что в целом в агропромышленном комплексе отмечается нехватка рабочей силы, в том числе и из-за того, что уехали мигранты. «Предприятия предпринимают огромные усилия и тратят большие деньги для того, чтобы не допустить заболевания сотрудников, особенно убойных, разделочных и упаковочных предприятий, где работают восококвалифицированные специалисты, туда с улицы человека не возьмешь», — заявил он.

«Приходится также предусматривать риски, связанные с нарушением международных сбытовых и снабженческих цепочек, потому часть продукции, которая используется в отрасли, приходит из-за рубежа — это племенные животные, некоторые виды препаратов, витаминов и т.д.», — сказал он.

По его словам, из-за распространения коронавируса изменяются и каналы продаж мясной продукции. «Мы видим, что надо больше думать над продукцией, которая более пригодна для доставки непосредственно домой из магазинов или ресторанов — как обеспечить ее безопасность и сохранить потребительские качества даже на этом относительно коротком звене, — заявил он. — Снижение платежеспособного спроса, наверное, заставит менять часть рецептуры».

«Но самое неприятное — неопределенность: как долго продлится эта ситуация и в каком масштабе она скажется на бизнесе», — заключил ЮШИН.

Фото: из интернета

Источник: Мilknews со ссылкой на Интерфакс