Что ждет российский молочный бизнес на алжирском рынке?

Большие потребности в сухом молоке, лояльные условия входа на рынок, отсутствие конкуренции с Беларусью и активная поддержка сельхозатташе — главные, но не исчерпывающие преимущества Алжира для российских экспортеров. О чем удалось договориться нашим молочникам в ходе бизнес-миссии и как начать экспортировать свою продукцию в Алжир — читайте в нашем новом материале.


О миссии

В начале июня РЭЦ при активной поддержке Агроэкспорта, Минсельхоза и атташе была организована бизнес-миссия в Алжир. Одно из крупнейших государств африканского региона с населением свыше 42 миллионов человек в последние годы активно развивает торговлю с Россией. Сейчас Алжир заинтересован в поставках российскими производителями молочной продукции, в первую очередь, сухого молока. За три дня работы участникам миссии, в том числе представителям Союзмолоко и крупнейшим игроками отрасли, удалось встретиться с реальными покупателями как государственного, так и частного сектора. В ближайших планах — аттестация российских заводов алжирской стороной, успешное прохождение которой позволит участвовать в тендерах и приступить к экспорту молочной продукции.

Высокая планка качества

Объем производства сырого молока в Алжире, в том числе из-за климатических особенностей, находится на достаточно низком уровне. Страна зависима от поставок и сама себя молоком не обеспечивает, так что закупки сухого обезжиренного и сухого цельного молока производятся постоянно. Уже внутри страны продукцию делают из восстановленного молока. Алжиром принята доктрина, призванная стимулировать внутреннее производство, однако это перспектива довольно отдаленная, и пока что рынок видится очень перспективным для российских экспортеров. Пока что ферма в 2 тыс. голов для Алжира — крупный проект. Российская молочная отрасль прошла эту стадию развития уже десять лет назад.

Алжир — второй в мире импортер сухого молока, обезжиренного и цельного. И потребляется оно внутри страны, а не реэкспортируется. Стране требуются внушительные объемы продукции — до 400 тыс. т сухого молока, и это важный фактор, который говорит о том, что российским производителям точно хватит места на рынке, уверены опрошенные участники бизнес-миссии.

 


Рынок сыров, как полутвердых, так и мягких, также интересен, однако по многим позициям государство выставляет административные барьеры, высокая ввозная пошлина фактически является запретительной. Так правительство Алжира демонстрирует, что нацелено, в первую очередь, на локализацию производства.

Регулирование молочного рынка Алжира происходит через госкомпанию ONIL (Алжирское национальное агентство Office National Interprofessional du Lait et de Produtis Laitiers (ONIL), занимает около 40% рынка страны) — она закупает до половины сухого молока и удерживает уровень готовой продукции и цены на приемлемом уровне. Покупать сухое молоко могут также и частные компании.

Основные страны конкуренты российской продукции в Алжире сейчас — Евросоюз, Уругвай (CONAPROLE) и Новая Зеландия (Fonterra). Именно они задают тот высокий уровень качества, к которому стоит стремиться. Белорусские заводы на рынок Алжира не аттестованы, что создает дополнительный стимул для поставок России.

Цены на сухое молоко находятся в пределах значений мировых бирж, по словам представителям российского бизнеса, здесь можно смело ориентироваться на аукционы на специализированной торговой площадке GlobalDairyTrade — GDT, стоимость не привязана к каким-то внутренним индикативам, как, например, в Беларуси. И даже при условии предоставлении скидок российскими производителями цена контрактов остается интересной.

Что думают российские молочники?

Артем Белов, генеральный директор Союзмолоко

Удивительно, что Алжир, который вот уже более двух лет открыт для России, так и не стал пока одним из приоритетных рынков сбыта молочной продукции для наших компаний. Почему этот рынок действительно интересен? Во-первых, он один из крупнейших в мире с объемом потребления более 400 тыс. т сухих молочных продуктов. Это позволяет стране занимать второе место в рейтинге импортеров.

Во-вторых, этот рынок максимально дружественный. Отношения со стороны бизнеса к Российской Федерации и продуктам из нашей страны очень хорошее. Это создает базу для выстраивания как деловых, так и личных отношений. Третий важный аргумент — отсутствие столкновения на этом рынке с нашим основным конкурентом в других странах — Республикой Беларусь. Страна до сих пор не аттестована на поставки в Алжир, это позволит хоть немного снизить для нас конкуренцию на этом рынке. Четвертое и очень важное — активную позицию здесь занимает сельхозатташе Татьяна Давыдова. В колоссально сжатые сроки ей удалось организовать цикл встреч как с крупнейшими государственными, так и с частными компаниями.

Вызовы, с которыми нам придется столкнуться, — это, конечно, очень высокие требования к качеству продукции на рынке Алжира. Свою продукцию поставляют сюда крупнейшие мировые производители — Уругвай, Аргентина, ЕС, Новой Зеландии. Конкуренция будет жесткая!

Однако наш плюс в том, что с точки зрения ценовых индикативов мы можем быть вполне конкурентоспособны. И то, что в ближайшее время будет введена новая мера поддержки — 100% компенсации затрат на логистику — делает наши позиции еще более выигрышными.

Я возлагаю большие надежды на то, что в ближайшие годы Алжир станет одним из крупнейших рынков потребления молочной продукции, произведенной в России.

 

Анатолий Лосев, генеральный директор АО «Молвест»

Удалось поучаствовать в большом количестве встреч с реальными клиентами из Алжира, это помогло лучше понять ситуацию на рынке и запросы покупателей.

Логистика пока не отлажена, еще неясны сроки поставок, остались вопросы по расчетам, плюс еще нет опыта по прохождению аттестации, нужно пройти лабораторный анализ образцов продукции и т. д. Но надеемся, с этим трудностей не возникнет. Есть определенный алгоритм попадания предприятий в шорт-листы поставщиков для участия в тендерах, если все пройдет гладко и Алжир действительно заинтересован в нашем сухом молоке, то уже скоро мы сможем начать экспортировать.

Важно соблюсти все требования и продемонстрировать стабильность качества, тогда мы сможем «подвинуть» других поставщиков, чью репутацию можно назвать безупречной, — Францию, Шотландию, Новую Зеландию и т. д.

 

Денис Федоричев, генеральный директор «Брянского Сыродельного Завода»

Организация мероприятия оказалась на высшем уровне, и особо хочется отметить вклад сельхозатташе в Алжире — Татьяны Давыдовой. Она была модератором практически всех круглых столов среди молочных предприятий и компаний, и ей — отдельная благодарность!

Мы видим перспективы работы с алжирскими партнерами в категории сыров, в том числе ведем диалог о возможном совместном проекте строительства молочного завода на территории Республики Алжир.

В целом, как население, так и представители бизнеса очень дружественно настроены к нашей стране, и мы также хотим упрочнять наши взаимосвязи с коллегами из Алжира.

Наши же производители сухих молочных продуктов имеют все возможности зайти на этот рынок с текущим уровнем цен и отжать на нём конкурентов из других стран! Главное — настойчивость. Всецело верю в возможности моих коллег и нашей страны в целом!

 

Андрей Антонов, коммерческий директор ООО «Аутспан Интернешнл» (OLAM)

Компания «Олам» присутствует на рынке Алжира уже давно, у нас есть там представительство. Однако именно российская молочная продукция нами туда еще не поставлялась, и мы заинтересованы в развитии именно этого направления.

Представители из Алжира удивлены тем, каких высот достигла Россия за последние годы, мы становимся экспортерами, хотя некогда сами завозили сухое молоко в больших объемах. И мы готовы конкурировать на рынке Алжира с поставщиками, которые уже там работают.

В планах предоставить образцы продукции российских предприятий на оценку. Требования жесткие, здесь работают по мировым стандартам, но, полагаю, отечественные производители вполне способны предложить сухое молоко высокого качества. Многие, особенно те, кто работает с мультинациональными компаниями (например, производителями мороженого или кондитерской продукции) внутри страны, с требованиями давно знакомы. Остальным придется потрудиться, в первую очередь, улучшить качество исходящего сырья.

 

Алэн Семелькин, генеральный директор ООО «Прага»

Отечественные компании смогут работать в Алжире единым «фронтом». Сейчас в России большие запасы молочной продукции, и реализация сухого молока в Алжир помогла бы справиться с ситуацией, снять напряжение и в перспективе даже создать небольшой дефицит вместо актуального профицита, что заставит производителей думать над дальнейшим расширением мощностей.

Мы оценили высокий уровень организованности и структурированности молочного рынка Алжира. Все механизмы закупок и дальнейшего распределения продукции внутри страны понятны и прозрачны, и нам есть, чему в этом плане поучиться.

Попасть на рынок Алжира может не каждый — нужно пройти внутреннюю аккредитацию, регулятор должен одобрить продукцию. Тут вопрос исключительно в качестве, и страна готова за него платить. Увы, производимое в России по ГОСТу сухое молоко может не дотягивать до мировых стандартов, последние строже, но это отличная мотивация поднять качество молочной продукции в стране. Мы должны быть конкурентны, это расширить возможности России в плане экспорта в дальнейшем, Алжир может стать отправной точкой, шагом к освоению и других внешних рынков.

Мы видим большую поддержку со стороны Минсельхоза, на государственном уровне прикладываются усилия по налаживанию отношений между российскими производителями и покупателями в Алжире. Спасибо Союзмолоко, сельхозатташе Татьяне Давыдовой и Российскому экспортному центру за организацию встреч — за три дня бизнес-миссии удалось пообщаться с большим количеством потенциальных партнеров. И приятно видеть, что в Алжире к нам настроены позитивно, мы верим в то, что уже скоро удастся достичь конкретных договоренностей и приступить к поставкам.

 

Максим Чаин, МК «Высокогорский»

Уровень организации бизнес-миссии очень высокий, удалось встретиться с представителями госкомпании ONIL и ведущими производителями и переработчиками Алжира. Уже формируется список российских предприятий, которые готовы продвигать свою продукцию на новом рынке.

Потенциальные покупатели предоставят спецификации, на которые нужно ориентироваться при производстве сухого молока для них, но уже точно можно сказать, что они базируются на мировых стандартах качества, за микробиологическими и физико-химическими показателями здесь строго следят.

Вопрос логистики вторичен, больших проблем с ней возникнуть не должно, главное — получить одобрение внутреннего регулятора Алжира и доступ к рынку.

Пока далеко не все сухое молоко, которое производится у нас в стране, имеет шанс уехать в Алжир, но все же перспективы есть, и поставки на этот внешний рынок позволят снять давление внутри России и стабилизировать цены на молочные продукты.

У «Высокогорского» на сегодня есть две площадки, которые готовы оперативно пройти аттестацию и начать поставки. Мы сушим 1 тыс. т сухого молока в месяц, и 500-700 т из них готовы отгружать. Особенно учитывая тот факт, что цены, предлагаемые Алжиром, даже интереснее, чем внутри страны.

Отношение к русскому бизнесу здесь в целом хорошее, стоит отметить работу Минсельхоза, который сумел наладить связи даже в такое непростое время.

Источник, фото и графика: Мilknews