«Беларусь молочная»: 10 фактов о мировом и белорусском экспорте

В ходе первого дня V экспортного форума «Беларусь молочная» крупнейшие участники рынка и представители Минсельхозпрода обсудили успехи поставок белорусской молочной продукции за рубеж, а также рассказали о текущих задачах и сложностях на пути к статусу главного молочного экспортера. Milknews рассказывает о главных фактах молочного экспорта Республики Беларусь.

 

1. Рост белорусского агроэкспорта продолжится, цель — новые рынки

Новый министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Анатолий Хотько рассказал, что успехи молочного рынка однозначны, но пока что нельзя сказать, что отраслью достигнуты максимальные результаты. К 2020 году стоит амбициозная задача по увеличению агроэкспорта до 7 млрд долларов, и значительный вклад предстоит сделать именно молочной промышленности. Сегодня Беларусь занимает третье место в мире по экспорту сливочного масла, и четвертое — по экспорту сыров и творога. По его словам, диверсификация географической и товарной структуры экспорта остается главным приоритетом Минсельхозпрода.

2. Экспорт в Китай за год вырос в 7 раз

Экспортные поставки белорусской продукции осуществляются в 58 стран мира, за прошлый год был существенно расширен рынок стран Азии и Африки. Экспорт в Китай, в свою очередь, за 2018 год вырос в 7 раз. Для поставок было аккредитовано 51 молокоперерабатывающее предприятие, впервые начались поставки сухого молока контейнерными поездами в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

3. Темпы производства стран-лидеров растут, в прошлом году Беларусь от них отстала

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов рассказал, что мировые лидеры в производстве молока продолжают наращивать темпы производства еще сильнее. Беларусь, в свою очередь, по итогам года не может похвастаться такими результатами. Кроме того, в денежном выражении экспорт снизился на 127 млн долларов, и причина падения — не только ограничения Россельхознадзора, но и снижение мировой конъюнктуры цен.

4. Тем не менее, с экспорт в натуральном выражении растет

Однако, из года в год экспорт в натуральном выражении продолжает расти. Только за начало года экспорт молочной продукции вырос на 17%, это на $350 млн больше, чем в прошлом году. По данным ФАО, стране удалось сохранить четвертую позицию в рейтинге главных мировых экспортеров.

5. Экспорт в Россию снизился, он должен покрывать больше регионов

Перечень освоенных белорусскими экспортерами стран за год пополнился 18-тью новыми рынками. В основном, это страны Персидского залива: Пакистан, Ирак Иран и другие государства, таким образом в структуре экспорта без учета стран СНГ азиатские страны занимают первую строчку.

В свою очередь, экспорт в Россию снизился на 18% за год, и Богданов обратил внимание, что основная концентрация белорусских поставок приходится на ЦФО и СЗФО. Сибирь, например, занимает незначительную долю, и это серьезное упущение. Раз уж удалось наладить поставки в восточные страны, то нужно поставлять и в отдаленные от европейской части РФ регионы.

6. Беспошлинная торговля — подспорье к развитию экспорта в развивающиеся страны

Минсельхозпрод провел анализ рынков и выделил, какие страны нуждаются в конкретных категориях молочных продуктов. Экспортируя в азиатские страны, нужно учитывать развитие рынков, так, например, во Вьетнаме за последние три года потребление выросло на 12%, и по оценкам экспертов к 2020 году оно вырастет до 27-28 литров на человека в год. Подспорьем к развитию дальнейших отношений с Вьетнамом должно стать обнуление пошлин по некоторым категориям товаров. Старший аналитик Infagro Максим Фастеев также рассказал о влиянии и стимулировании экспорта европейских беспошлинных квот, предоставленных в рамках договора с Украиной. 

7. К 2020 году молочный экспорт из Беларуси должен составить 5,8 млн тонн

Богданов рассказал, что целью белорусского рынка к 2020 году в рамках госпрограммы является увеличение экспорта до 138% в соотношении с 2018 годом, что должно составить 5 млн 845 тыс тонн. Приоритетными направлениями остаются (по убыванию) страны СНГ, Азия, Персидский залив, Африка, Европейский Союз, Америка.

8. У новичков мирового рейтинга экспортеров высокие темпы роста

Генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов рассказал, что рост мирового потребления сопровождается ростом производства. Кроме традиционных главных стран-экспортеров вроде США и Новой Зеландии, в рейтинге появляются новые игроки с высокими темпами роста. Так, Индия и Аргентина имеют темпы порядка 5% в год. В свою очередь, рост спроса на мировом рынке способствует снижению запасов, которые можно было заметить по итогам прошлого года.

9. В развивающихся странах увеличивается производство, а в развитых стагнирует спрос

Артем Белов рассказал о ключевых факторах, влияющих на мировой рынок на данный момент. В первую очередь, в развивающихся странах увеличивается рост производства сырого молока. Во-вторых, на развитых рынках спрос стагнирует. Среди других тенденций: интенсификация производства, влияние на рынок политических и экономических факторов, а также погоды. Кроме того, снижение товарных запасов будет способствовать развитию мировой торговли, Китай в ближайшие годы останется крупнейшим импортером молочной продукции, спрос в этой стране будет продолжать расти. Еще одним глобальным фактором можно считать рост потребления растительных альтернатив молока.

10. Себестоимость украинского сырья на бирже такая же, как у белорусского

Максим Фастеев рассказал о украинском экспорте молочной продукции и провел параллели с ситуацией в Беларуси. По его словам, белорусские цены на сырье наименее волатильны, в последние два года они держатся на уровне 18 рублей за килограмм. Украинское сырье оценивается на том же уровне, поэтому себестоимость производства биржевого товара аналогична белорусскому. Литва в летний период по этим параметрам соответствует Беларуси и Украине, но в зимний период цена выше.

Новости по теме