Альтернативы-2021, или Как развивалось российское немолочное «молоко»

За минувший год темп роста растительных альтернатив в России значительно вырос. Это касается как альтернатив молоку, так и мясу с рыбой. В стоимостном объеме показатель увеличился на 18% за 10 месяцев года, в физическом продажи выросли на 19% по оценке NielsenIQ.

Фото: из интернета

Растет в стране и отраслевое лобби — по данным на ноябрь Союз производителей продукции на растительной основе увеличился в четыре раза.

На последнем собрании в состав отраслевого объединения вошли в том числе такие известные компании как ТД «ПИР» (агрохолдинг СТЕПЬ, торговая марка Green Idea — растительные сыры, молоко, колбасы, сметана, йогурты, котлеты, фарш); ООО «Уралхим Инновация», (занимается разработкой марочного ассортимента изолятов горохового белка для различных пищевых производств); ООО «Велле» (торговая марка Velle).

Также в составе союза — ГК ЭФКО, известный производитель продуктов для полезного перекуса BioFoodLab, Ногинский пищевой комбинат и компания VolkoMolko.

Каждая из этих компаний в 2021 году вывела на рынок множество интересных новинок.

На сайте Ассоциации Производителей Альтернативных Пищевых Продуктов отмечено, что в ассоциацию входят 29 компаний, а карта Altfood показывает наличие в России 37 зарегистрированных компаний по выпуску растительных, культивируемых и ферментированных продуктов в категориях: рыба, мясо, молочные продукты, сладости, выпечка, напитки, яйцо.

По прогнозам аналитиков и участников рынка, 2021 год стал годом массового вывода новинок на рынки. В 2022 году ожидается расширение рынков сбыта и географии присутствия брендов в России и СНГ.

Важным фактором развития рынка альтфуд (altfood) в России является фактическое отсутствие прямого регулирования сегмента. До сих пор не существует технического регламента для данной продукции и это негативно сказывается как на производителях альтернатив, так и на предприятиях по выпуску традиционных продуктов питания.

В результате отраслевые союзы, как например, Союзмолоко, организуют борьбу с эксплуатацией производителями растительных альтернатив «молочных» наименований.

По данным NielsenIQ, 55% рынка растительных альтернатив в России приходится на аналоги молока, около 30% на «молочные» десерты, 15% — заменители мяса.

С начала года ритейлеры — от Магнита до «Вкусвилла» отмечают рост заменителей молока и мяса. При этом рост спроса на альтернативы молоку опережает «мясные» продукты.

Можно выделить несколько активно осваивающих рынок и развивающих его ассортимент компаний.

В 2021 году широко заявила о своих новинках компания VolkoMolko. Ассортимент растительных сыров от компании пополнился новинками больше остальных категорий продуктов. Выпуская растительные сыры с 2013 года, по собственным заявлениям, VolkoMolko является первой в разработке и запуске растительных сыров в России. Осенью на рынок вышли крем-чиз, тофу, сыры в слайсах и нарезке — полностью вегетарианские продукты.

Год назад — в ноябре 2020 года ГК ЭФКО отправила первые партии растительных бургеров в предприятия HoReCa. А в ноябре 2021 года Сергей Иванов, собственник ЭФКО сообщил о выходе на полку новой растительной альтернативы молоку под брендом HI.

«То, что мы выйдем в растительную молочку, для нас стало очевидным еще два года назад. А вот то, что будем это делать именно внутри линейки Hi, было не так однозначно. Но поразительная штука! Мясную котлету с йогуртом под одним брендом представить почти невозможно, а растительный йогурт и наш хайбургер, как-то очень естественно подружились друг с другом», — написал в своем телеграм-канале Сергей Иванов. Компания представила 4 вкуса в йогуртах:

— с грейпфрутом,

— манго и мюсли,

— с фейхоа, виноградом и базиликом,

— и черничный.

Все обогащены пребиотиками, витамином D3 и кальцием.

4 вкуса в молоке:

— соевое,

— соевое с кокосом,

— соевое с миндалем,

— соевое с лесным орехом.

Продукция позиционируется как здоровое питание.

Активно расширял линейку и традиционный лидер рынка — бренд Nemoloko. YO’GURT, S‘METANA и Десерты — три новых категории продуктов Nemoloko с лета этого года. Все продукты также позиционируются как полезные для потребления — они содержат пробиотики или живые бактерии, обогащены кальцием и витаминами D2, В2, В12. Растительные «йогурты» производятся на овсяной и на соевой основах.

Производитель продукции уже не первый год позиционирует бренд как полное противопоставление ассортимента молочных категорий. И зачастую с негативным акцентом.


Причем с момента выхода лидера рынка на полки в 2017 году — ситуация никак не изменилась, и в стране по-прежнему отсутствует четкое нормативное регулирование категории.

В связи с этим хотелось бы пожелать молочникам в новом году активнее принимать участие в разработке новых нормативно-правовых актов, которые позволят рынку быть прозрачнее, а всей пищевой промышленности развиваться, предоставляя потребителю сделать окончательный выбор.

Источник: The DairyNews