«Чемпион вкуса»: сделано со вкусом

Традиционный конкурс «Чемпион вкуса-2020» впервые прошел в новом формате: для народных дегустаторов создали условия как для профессионалов.

Дегустаторы собрались в банкетном зале за столами, чтобы в неспешной обстановке вслепую максимально вдумчиво оценить представленные на конкурс продукты. За три дня потребители продегустировали 145 отечественных и для сравнения импортных образцов. Привычные к хорошему, они оказались очень требовательными и строгими судьями. Как же в итоге распределились их голоса?

Напомним, что народная дегустация (см. фото) — второй этап конкурса. На первом претендентов оценивает профессиональная дегустационная комиссия (см. фото), пропуская в финал только самых лучших. Этап ЭДК не прошли вареные колбасы с низким содержанием белка. Организаторы специально в качестве эксперимента купили несколько образцов с шестью граммами белка на 100 граммов, и ни один образец не прошел экспертное сито — чудес не бывает: колбаса без мяса не сможет завоевать сердца потребителей. В комментарии по этому поводу постфактум категорийный менеджер одной из сетей рассказал, что ему на днях предложили вареную колбасу по 1,92 рубля за килограмм. Интересно было бы посмотреть на ее состав...

С чувством, с толком, с расстановкой

Организаторы конкурса — команда журнала ПРОДУКТ.BY — ставили задачу собрать вдумчивую целевую аудиторию, активных, заинтересованных покупателей. В народном жюри, конечно, преобладали женщины — 71%, мужчин, как и в магазинах, — чуть менее трети. Самая большая группа экспертов — женщины 25–54 лет, около 48%.

Работа народных дегустаторов была непростой (нужно было оценить 48 продуктов за 2,5 часа), но интересной, ведь большинство принимали участие в подобном мероприятии впервые. Респектабельный зал, столы сервированы по всем правилам профессиональной дегустации — вода, продукты, перебивающие вкус: огурцы, хлеб, лимон.

Атмосфера шоу: викторины, призы, подарки, ведущий с рассказами о пользе отечественных продуктов, о том, как делаются белорусские сыры и колбасы, почему они славятся своим качеством. Надо отметить, что все это произвело впечатление на народных экспертов. По их словам, после нескольких месяцев ограничений, это было как глоток свежего воздуха. Многие, захваченные процессом, работали на протяжении всех трех дней мероприятия. Две трети дегустаторов подтвердили свое согласие участвовать в нем и в будущем. Всего за три дня в конкурсе приняли участие 250 человек.

Несколько слов о «кухне» самого мероприятия. Самое сложное в процессе дегустаций в ресторане — логистика. Команда организаторов вместе с работниками ресторана потратили несколько часов, чтобы решить ребус «как за пять минут нарезать и разнести 500 порций мороженого четырех видов и при этом не допустить таяния продукта». А как вам задачка: за 10 минут разлить все виды молока, кефира, сметаны на тысячу стаканчиков?

С любовью, но по всей строгости

Теперь, собственно, о результатах. Они в какой-то степени оказались неожиданными. Оценки за одни и те же продукты у профессиональных экспертов и потребителей существенно отличались. Первые оценили продукты-финалисты средним баллом 4,5, а у народа — 3,8. В дегустациях на выставках такой разбежки не было.

Организаторы с высоты многолетнего опыта проведения подобных мероприятий объясняют это природной деликатностью белорусов, избегающих публично критиковать продукт. За столами, когда никто не давит, это сделать проще. А еще, возможно, не все потребители могут в полной мере оценить качество наших продуктов, не пробовав продукты в постсоветских странах. Все ведь познается в сравнении! «Избалованы наши потребители хорошим, — шутят организаторы, — в следующий раз посадим за столы россиян, украинцев и казахов».

Вкусные, красивые, экологичные

В этом году впервые вместе с чемпионами вкуса народное жюри выбирало «Чемпиона дизайна» — лучшую упаковку по восьми продуктам. Из 10 разных дизайнов упаковки потребители выбрали самый привлекательный для себя. Еще одна номинация — «ЭКО-чемпион упаковки» — на самое экологичное, по мнению потребителей, решение в упаковке из шести вариантов: стеклобутылка для молока, картонная подложка Seald Air для мясных и рыбных продуктов, биоразлагаемый пакет в гипермаркетах и др.

Еще одно новшество — дегустация мясного продукта с подробным анкетированием потребителей по 13 вопросам: критерии выбора, оценка дизайна упаковки, внешнего вида на разрезе, жирности, консистенции, вкуса и аромата, чувствительность к цене и др. Фактически внедряем «молекулярный» маркетинг.

Знакомство перед премьерой

Из предложенных активностей участники народной дегустации с особым интересом восприняли презентацию на больших экранах новинок компании «Витьба», которые только-только поступили на полки магазинов. Каждый получил в качестве памятки красочные фото новой продукции. Сами продукты были участниками дегустации — это ведь замечательно накануне старта продаж протестировать вкус. В течение нескольких дней после дегустаций нетерпеливые потребители засыпали редакцию ПРОДУКТ.BY вопросами: «Где же продаются эти чудо-десерты?»

«Чемпион вкуса» в постах и Stories

Активность участников в соцсетях — это еще одна примета нынешнего «Чемпиона вкуса». Особенно отличились пользователи Instagram: более 100 Stories и постов! Отзывы только положительные. Людям понравилась идея провести конкурс «красиво», в спокойной обстановке, в известном тусовочном месте, и они при этом получили еще и практическую пользу: протестировали новые для себя продукты, ближе познакомились с производителями, поняли «что стоит покупать». Дегустаторов радовало чувство сопричастности, значимости происходящего, понимание, что их голоса передадут производителю, а их мнение имеет значение и поможет сделать белорусские продукты еще лучше. Среди самых активных участников народной дегустации разыграли ценные призы: поездку в Дукорскi Маёнтак, наборы из продуктов-победителей конкурса прошлых лет, сертификаты на оздоровительные и косметические процедуры и др.

Юлия ГОМАН, участник дегустации:

— 9, 10 и 14 июля проводились дегустации белорусской продукции в рамках конкурса «Чемпион вкуса». Я впервые оказалась на подобном мероприятии, и чтобы погрузиться глубже, работала в народном жюри два дня. Поначалу, правда, была несколько обеспокоена форматом проведения с учетом ситуации с коронавирусом. Однако организаторы предусмотрели все меры безопасности. Дегустация многих белорусских продуктов стала для меня открытием.

Хочу выразить огромную благодарность «Чемпиону вкуса» и всей команде за проделанную работу: за интересную программу, призы, знакомство с новыми людьми. В будущем, при покупке продукции, обязательно буду обращать внимание на логотип «Чемпион вкуса». Успехов всей команде!

Источник: ПРОДУКТ.BY