зимний фон

Узбекский прием

Диверсификация — главный приоритет белорусского продовольственного экспорта.
Отрасль находится в начале пути, и на данном этапе важно определиться с наиболее приоритетными направлениями внешнеэкономических связей. Узбекистан — безусловно, одно из них. С 3 по 10 апреля журнал «Продукт.BY» организовал для предприятий мясо-молочной и кондитерской промышленности Экспортный тур в эту солнечную страну. Предлагаем основные его итоги.

В Узбекистане проживет 33 млн человек — больше всего в Центральной Азии. Для сравнения: в Казахстане — 18 млн, Кыргызстане — 5, Таджикистане — 8, Туркменистане — 5 млн человек. Узбекистан исповедует открытую внешнюю политику, а темпы экономического развития — самые высокие в регионе. Застарелая проблема конвертации валюты год назад решена. Поток инвестиций в экономику, в том числе в АПК, значительно вырос.

«Сегодня на рынке Узбекистана по многим позициям имеются ниши для белорусской продукции, но спать нельзя. Промедлим год — и останемся за бортом», — отметил на встрече с белорусскими делегатами недавно назначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Узбекистан Леонид Маринич. В соответствии с этими словами и программа Экспортного тура оказалась очень насыщенной деловыми мероприятиями.

В рамках крупнейшей выставки региона WorldFood была организована коллективная экспозиция белорусских предприятий. Кстати, белорусский «десант» на выставке, а это 29 компаний, выглядел самым представительным по сравнению с другими странами.

Впервые проведен узбекско-белорусский продовольственный форум с участием представителей Министерства сельского хозяйства Узбекистана, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, Агентства «УзСтандарт», БелГИМ и других официальных структур.

Белорусские заводы имели возможность провести прямые переговоры с местными розничными сетями «Корзинка.Uz», «Макро», «Атлас» в рамках Ритейл-центра, организованного самой выставкой. На встрече с руководством сети «Корзинка.Uz» обсуждался вопрос прямых поставок туда белорусских продуктов. До конца года «Корзинка» построит крупнейший в стране склад-холодильник и будет заинтересована в значительном росте прямых поставок с белорусских заводов.

Поднять реализацию белорусских продуктов питания подтвердил учредитель компаний «Евро Фуд Импекс» и «БелФуд» Садулахон Набиханов, который уже поставляет в Узбекистан продукцию ОАО «Беловежские сыры» и ОАО «Туровский молочный комбинат».

«Комфортно зайти на рынок страны можно через… биржу, — заверил генеральный директор АО «Республиканская универсальная агропромышленная биржа» Тимур Валитов. — Первый контракт уже успешно реализован Жабинковским сахарным заводом: партия в десять тысяч тонн сахара недавно отправлена покупателю».

На встрече представителей «УзСтандарта», БелГИМ и Белорусской машино-испытательной станции было высказано намерение о скорейшем взаимном признании сертификатов качества на готовую продукцию и технологическое оборудование. Дело в том, что Узбекистан не входит в зону ЕАЭС, соответственно каждая партия товара из Беларуси подлежит процедуре обязательной сертификации.

В рамках тура состоялось посещение одного из ведущих производителей молочной продукции в Самаркандском регионе — компании «АгроБраво» с суточным объемом переработки молока 100 тонн.

Как показала поездка, сотрудничество двух стран могло бы проходить и в сфере технического, технологического консалтинга. Более глубокий уровень интеграции — создание совместных предприятий. На фоне благоприятных политических отношений двух стран любая деловая инициатива «обречена» на успех. Важно действовать!

Источник: Produkt.by