Татьяна БОНДАРЧУК: «Стараемся держать «нос по ветру и руку на пульсе»
- 06.02.2018 14:25
Совсем недавно в копилку наград директора Могилевской фабрики мороженого Татьяны БОНДАРЧУК добавилась еще одна. Это Почетная грамота Национального собрания Республики Беларусь. Событие очень приятное и далеко не ординарное. Высокой оценке работы предшествовали большой труд руководителя и коллектива, умение превращать «хочу» в «могу» и «делаю». Что же стоит за словами, официально вписанными в наградной бланк: «За большой вклад в реализацию экономической политики Республики Беларусь»?
Риск — благородное дело?
Существует понятие, что женщины — слабый пол. Соглашаться с этим или нет — личное дело каждого. А вот в отношении силы духа — можно поспорить. Это качество особенно важно для руководителя. Управлять предприятием, принимать важные решения, объективно оценивать ситуацию, идти на риск — это ли не сильные стороны женщины, стоящей «у руля»? Татьяне Александровне только в последние годы рискованные проекты пришлось принимать не единожды. Мороженое — сезонный продукт, и чтобы быть «на плаву» и в теплое, и в холодное время года, нужно было по-новому взглянуть на бизнес. Проблему сезонности постарались превратить в достоинство компании. Так был введен в эксплуатацию новый участок по производству замороженных полуфабрикатов из теста. Сейчас в ассортименте предприятия — тесто замороженное (слоеное дрожжевое и бездрожжевое), тесто замороженное дрожжевое, круассаны, слойки с различными наполнителями, пиццы и основы для пицц. Цех по производству тестовых полуфабрикатов может выпускать в месяц до 80 тонн продукции. А торговая марка «Деликатесто» стала популярной среди потребителей. Отличную оценку ей в этом году поставили и дегустаторы конкурса «Лучший вкус-2017» в Москве. Замороженное тесто «Сеточка», с помощью которого хозяйки в домашних условиях готовят пирог за двадцать минут, — эксклюзивная позиция. Таких аналогов в нашей республике нет.
Из всех молочных сегментов рынок мороженого в Беларуси является, пожалуй, самым высококонкурентным. Чтобы заинтересовать покупателей, появляется еще один рискованный проект — инновационный продукт под названием «Теплое» мороженое». Аналогов такого продукта нет на территории Беларуси и стран СНГ. Уникальность его состоит в том, что оно не тает при комнатной температуре, а приобретает консистенцию, напоминающую суфле. Это и есть так называемый «теплый» эффект. Лакомство можно употреблять как в привычном виде, так и в «теплом». Кроме того, что оно имеет уникальный состав, детей и взрослых привлекает и стильная удобная упаковка, позволяющая есть мороженое на ходу. Поклонников у этого продукта немало. Плюс награда — победа в Международном конкурсе-дегустации «Лучший вкус» на выставке «Продэкспо-2017» в Москве.
Человек года Могилевщины
Татьяна Александровна «выращивает» бизнес терпеливо, без скачков и авантюр, поэтому возглавляемое ею предприятие работает стабильно. Личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — так характеризуют директора не только на предприятии, но и в масштабах города. И оценивают по достоинству. По итогам 2016‑го Татьяна Бондарчук стала лауреатом премии «Человек года Могилевщины». Комментируя награду, она подчеркнула, что это общая заслуга коллектива: «Мы вместе создаем вкусный, безопасный и конкурентоспособный продукт. Только удачное сочетание многолетнего опыта с новейшими трендами и разработками позволяет нам конкурировать с сильнейшими брендами. Я высоко ценю тот кадровый состав, который позволяет добиваться серьезных результатов в нашей деятельности. Постоянно требую новых идей, поддерживаю предложения по самым креативным проектам. Главное, чтобы все инновации были доходными. Ведь в наше время если ты перестал бежать, то уже отстал. Мы стараемся держать «нос по ветру и руку на пульсе». Изучаем все новые веяния Европы и адаптируем передовые технологии под наши возможности как в производстве, так и в стратегических, управленческих решениях. Наши планы — развиваться дальше в заданном направлении. Мы продолжаем работать над новыми интересными проектами».
А вот что говорят ее коллеги: «Татьяна Александровна — настоящий руководитель, который ведет предприятие вперед. Наш коллектив чувствует себя за ней, как за каменной стеной, поэтому мы приходим на фабрику с уверенностью в завтрашнем дне. Я работаю на предприятии двадцать один год, но именно с того момента, как одиннадцать лет назад к нам пришла Татьяна Александровна, у нас началась совершенно новая жизнь: все по-хозяйски, все под контролем». Это слова аппаратчицы Светланы Мартинковской.
Мир станет позитивным и гармоничным
Новым продуктам директор всегда дает «зеленый свет». Конечно, не сразу, а только после того, как все просчитано, проверено, продегустировано. Так было и с творожными десертами «Рецепты лучших кофеен» из трех разных видов. Коллекция позиционируется как формирование у потребителя привычки иметь на столе лакомство к кофе-паузе или чаепитию. Это время как раз для того, чтобы побыть в тишине, насладиться приятным вкусом. И пусть мир станет позитивным и гармоничным, считают на предприятии.
С новой концепцией недавно вышел на рынок замороженный десерт «Творожко-Морожко». Инновации в рецептуре, новый дизайн и улучшенное качество упаковки — все это сделано благодаря совершенствованию технологии изготовления продукта.
Еще одно интересное новшество — «Волшебная книга» МЧС. Это коллекция глазированных сырков из полностью натуральных компонентов с трансляцией на упаковке героев развивающих детских мультфильмов. Главный мотив совместного проекта — к безопасному детству через безопасные и полезные продукты питания молочного ассортимента. Здесь — и формирование имиджа региона как одного из новаторов в сфере работы с детьми по теме безопасности.
В чем успех «слабого пола»?
Деловая женщина Татьяна Бондарчук стремится не прибегать в работе к авторитарным методам. Уверена, так бизнес не пойдет в гору. Вот здесь и вступает в действие «женский стиль» руководства. Умение убедить, мотивировать, иногда пойти на компромиссный вариант, а то и сделать шаг назад. Тонко чувствовать обстановку в команде, не держать дистанцию с подчиненными, создать теплую и доверительную атмосферу в коллективе — все это плюсики в управлении предприятием, влияющие на результаты работы. Может, в этом и есть сила успеха «слабого пола»? Успеха директора Татьяны Бондарчук?
«Скучная жизнь среди кастрюль и в халате — это не мое»
— Татьяна Александровна, внутренний мир женщины намного сложнее любого музыкального инструмента. И все-таки, что вам ближе всего — гитара с ее рассудительностью, скрипка с ее грустью, напористый саксофон или барабаны — всплеск энергии?
— Гитара. Может быть, еще арфа… Остальное — не для меня. А гитара — чарующий звук и неимоверно выразительная душа! Это сложный музыкальный инструмент, и его звучание можно согласовать со звучанием остальных инструментов. Во время отдыха мне хочется всегда выбрать тихое, спокойное место. Люблю окунуться в комфортную атмосферу, чтобы не было громкой музыки... Пусть она будет, но не очень навязчивая. Я даже когда прихожу в тренажерный зал, прошу сделать спокойное музыкальное сопровождение. Мне вообще больше импонирует тишина.
— А в отношениях с людьми что вам больше нравится — быть на виду, в центре внимания или оставаться незаметной среди других?
— Врать не буду. Без ложной скромности скажу: люблю быть в центре внимания.
— Мы только что говорили о тишине…
— Это абсолютно разные понятия, и они существуют независимо друг от друга. Для каждого состояния — свой час. Быть в центре внимания — временное явление. Руководителю без этого невозможно. Меня должны увидеть как директора, оценить деловые качества, взглянуть на меня как на женщину… Кроме того, все представительницы слабого пола любят комплименты — и я не исключение. Если это не просто лестные слова, чтобы доставить мимолетную радость, а то, что есть в действительности. Если это слова, от которых повышается энергетика, появляется настроение и хочется идти вперед. А для тишины — свои моменты. После того, как вышла «из центра внимания».
— Насколько близко вам понятие «железная леди»?
— У Шекспира есть такая фраза: «Не будь ни расточителем, ни скрягой — лишь в чувстве меры истинное благо». Если образ «железной леди» связывают с умением женщины играть в «мужские игры» — да, здесь я не уступлю сильному полу. У меня большой опыт работы, я знаю все нюансы своей профессии, умею решать самые серьезные задачи, вижу тактику и стратегию развития фабрики. Но время от времени уровень ответственности дает о себе знать — и хочется больше моральной поддержки и положительных эмоций. Сильная женщина тоже иногда хочет быть слабой. Нет, «железная» — это не про меня.
— Свой богатый опыт передаете молодым кадрам?
— Рядом со мной выросли многие специалисты. Я открыта для всех. Не вижу необходимости организовать какую-то школу, учебу. Опыт передается ежедневно в поступках, решениях, оценках той или иной проблемы.
— Есть ситуации, когда из коллектива уходит хороший специалист. Какие у вас эмоции по этому поводу?
— Сразу — обида. Человек научился у нас многому, мы его вырастили… А потом оказывается, что приходит другой специалист, и все становится на свои места. Был случай, когда я даже плакала, когда уходил хороший работник. Было жалко. Но потом порадовалась за него, что он нашел свое место в другом коллективе. А на нашей фабрике вместо ушедшего тоже появился профессионал.
— А изменился ли портрет руководителя за это время? Каков он был тогда и стал сейчас?
— Во все времена мыслить нужно аналитически и стратегически. И действовать. Сейчас жестче стали требования к руководителям. Хотелось бы, чтобы было больше человечности в партнерских отношениях между производителями и торговлей. Человечности и порядочности.
— Если бы сейчас с нынешним жизненным багажом обратиться, например, к себе, пятилетней Танечке… Что бы вы ей пожелали?
— Иди и дерзай! Ничего не хочу менять. Когда-то я ходила по фабрике в резиновых сапогах, дошла до начальника самого крупного цеха, выросла как специалист, потом стала директором. Мне было интересно, это был позитив во всем, сплошной адреналин… Я научилась побеждать. Скучная жизнь среди кастрюль и в халате — это не мое. Мне моя жизнь нравится. Поэтому повторюсь: иди и дерзай!
Справка «Продукт.BY»
ОАО «Могилевская фабрика мороженого» за девять месяцев 2017 года обеспечило рост экспорта более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2016‑го. Рост чистой прибыли составил 135,6 %. Рентабельность продаж возросла на 18,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В ноябрьском конкурсе-дегустации «Чемпион вкуса-2017» одержали победу десерт замороженный «Творожко-Морожко» и тесто дрожжевое слоеное замороженное «Сеточка» торговой марки «Деликатесто».
Источник: Produkt.by