Сырное настоящее и будущее Туровского молочного комбината

Ольга ЛУЦКО
Ольга ЛУЦКО
директор ОАО «Туровский молочный комбинат»

Молочный рынок в Беларуси достаточно богат. Однако о сырной экзотике лучше всего поинтересоваться на Туровском молочном комбинате. Предприятие производит продукцию по итальянским технологиям и на оборудовании этой страны. А вот работают на комбинате белорусские специалисты. И надо сказать, успешно. О том, чем живут молочники сегодня, а заодно и о завтрашнем дне рассказывает директор ОАО «Туровский молочный комбинат» Ольга ЛУЦКО.

— Сегодня Туровский комбинат — стабильное успешное предприятие, а бренд Bonfesto известен далеко за пределами Беларуси. В чем секрет успеха?

— Полагаю, что формула успеха — в постоянном движении вперед. Сейчас предприятие перерабатывает 240–250 тонн молока в сутки. Нам удалось добиться высоких показателей за три года, увеличив среднесуточную переработку молока в пять раз. В 2013 году, когда комбинат начал производство и реализацию продукции, объем перерабатываемого сырья в сутки составлял 30 тонн. В ближайших планах предприятия — перерабатывать 450–500 тонн молока в сутки. Это станет возможным с вводом в эксплуатацию второй производственной очереди. Предполагается, что производственные мощности комбината в 2017 году вырастут в два раза.

Полный ввод в эксплуатацию второй производственной очереди с окончательным монтажом и установкой оборудования планируем осуществить до конца 2017 года. Загрузку будем повышать постепенно — на желаемые показатели по переработке сырья в сутки планируем выйти к концу 2018-го. При полной загрузке мощностей предприятие сможет выпускать порядка 19 тысяч тонн сыров в год.

— На что предполагаете сделать акцент?

— В этом году планируем расширить производство мягких сливочных сыров, в том числе cream cheese и маскарпоне. Cream cheese — один из наиболее востребованных продуктов на отечественном и зарубежных рынках. Вторая очередь будет развиваться поэтапно. Сначала начнем производить кремчизы, а дальше — полутвердые, такие как Моцарелла Пицца для ресторанов и пиццерий, блоками по 2,5 килограмма. И, безусловно, новый бренд Villmonte.

— Сегодня в Беларуси главная тема — экспорт. На какие рынки сбыта делает ставку Туровский молочный комбинат?

— Россия останется для нас главным торговым партнером. В стоимостном выражении экспорт в эту страну в прошлом году вырос почти на 40 % по сравнению с 2015-м. Наше предприятие стало лауреатом Всероссийской отраслевой премии «Импортозамещение-2016», получило Национальный знак качества «Выбор России». Дальнейшее продвижение на российском рынке комбинат в первую очередь связывает с укреплением позиций полутвердой моцареллы, ориентированной на сферу общественного питания и гостиничного хозяйства. С этой целью создан новый бренд СооKing, который в июле 2016 года выведен на рынок.

Вместе с тем активно развивается диверсификация поставок за рубеж. Наши сыры уже продаются в торговых сетях Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана и даже в Объединенных Арабских Эмиратах. Активные переговоры по налаживанию сотрудничества идут с Китаем, Ираном, Ираком, Украиной, Туркменистаном. Представители этих стран уже знакомы с нашей продукцией, и хотят видеть ее у себя на полках.

— Комбинат изначально был нацелен на производство исключительно итальянских сыров. Правильным ли было такое решение?

— Сегодня уже можно сказать, что решение было принято правильное. Мы хорошо справляемся со всеми поставленными задачами, в будущее смотрим с оптимизмом.

— В Беларуси достаточно много предприятий, выпускающих молочную продукцию, в том числе и сыры. Есть ли уверенность в том, что именно ваша продукция будет востребована, а не та, которую выпускают конкуренты?

— Мы не конкурируем с другими молокоперерабатывающими предприятиями. Продукция, которую мы выпускаем, принципиально новая для Беларуси. Акцент сделан на сыры, производимые по итальянским технологиям. Все оборудование, необходимое для деятельности предприятия, — итальянского производства. Более того, технологическая концепция, включая рецептуру изделий, разработана совместно с итальянскими специализированными компаниями. Нас можно назвать монополистами в этой сфере. Показатели экспорта также говорят сами за себя. Четыре из пяти упаковок туровского сыра идут за рубеж. К примеру, больше половины рикотты на российских полках — наша, чуть меньше процент у маскарпоне, и каждая десятая упаковка моцареллы — туровские сыры. В ассортиментном перечне предприятия сегодня 62 разновидности сыров. Товарный портфель предприятия включает три ассортиментные группы: сливочные сыры — маскарпоне и кремчиз, сыры из сыворотки — рикотта и рикоттина, сыры группы Pasta Filata — моцарелла мягкая и полутвердая, провола, проволетта, скаморца.

— Как в этих названиях ориентируются покупатели?

— Наверное, им легче ориентироваться по брендам. Например, бренд Bonfesto широко применяется в повседневной жизни. Он представлен такими видами сыров, как Моцарелла мягкая в рассоле, Моцарелла Пицца, Моцарелла Панини, Моцарелла Грильчиз, Маскарпоне, Кремчиз, Кремчиз с наполнителями, Рикотта, Рикотта с фруктовыми наполнителями, Рикоттина, Рикоттина с наполнителями, Провола, Проволетта, Скаморца. В 2015 году Bonfesto получил Гран-при на престижном Международном конкурсе «Бренд года». Всего за несколько лет сыры Bonfesto сумели заслужить безупречную репутацию среди профессионалов, а также завоевать доверие и приверженность потребителей, что подтверждено многочисленными дипломами и сертификатами, а также результатами продаж.

Продукция под брендом Cooking появилась на рынке в 2016 году и предназначена для использования в сегменте HoReCa. Она соответствует стандартам и требованиям, которые предъявляют профессиональные шеф-повара к ингредиентам, используемым для приготовления блюд на кухнях кафе, баров и ресторанов. Новый бренд Villmonte — это ближайшее будущее, задача на 2017 год. Под новым брендом будут представлены сыры в более удобной упаковке, с оригинальными вкусовыми добавками и наполнителями.

— Насколько строго вы придерживаетесь итальянской технологии? Или есть какие-то нюансы?

— По ключевым продуктам используется только итальянская рецептура. Технологические решения, примененные на Туровском молочном комбинате, разработаны совместно с итальянскими специализированными компаниями. У них профессиональный подход к проектированию подобных технологических линий. В отработке рецептур и технологий также участвовали итальянские эксперты. Мы постоянно с ними сотрудничаем. Стараемся в процессе разработки новых рецептур и новых товарных позиций максимально полно использовать возможности технологии и установленного оборудования. Максимальная автоматизация на предприятии минимизирует влияние человеческого фактора на качество продукта. Вот так и получается по-настоящему вкусный и полезный сыр. Поэтому отличий у Турова от лучших производств Италии фактически нет.

— При производстве сыров в целом и итальянских сортов в частности огромную роль играет качество сырья. Как вы оцениваете вашу сырьевую базу?

— Для производства качественной продукции необходимо молоко не ниже высшего сорта с высоким содержанием белка. В основе нашего сыра — натуральный продукт самого высокого класса. Развитию сырьевой зоны уделяем большое внимание. Мы уже вложили в это около 7 миллионов евро. У нас есть два собственных сельхозпредприятия — «Приозерское-агро» и «Дяковичи» с четырьмя молочно-товарными фермами плюс молоко поставляют хозяйства Житковичского и прилегающих районов Гомельской области. Разработан целый комплекс мероприятий по совместной работе с поставщиками, направленный на повышение сортности и качества молока.

— Эффективность работы во многом зависит от персонала. Каков кадровый потенциал комбината?

— Основной состав специалистов начал свою работу еще в момент строительства завода. Многие пришли к нам после окончания профильных учебных заведений. Отправляем наших работников на стажировку на заводы Италии, Дании, Германии. Приглашаем зарубежных специалистов к нам, и они делятся своим опытом. Я, как и наши специалисты, пошагово изучила все стадии превращения молока в сыр. На данный момент Туровский комбинат — один из самых современных в Евразии.

— Успехов вам сегодня и завтра! И новых побед! 

       Справка «Продукт.BY»

ОАО «Туровский молочный комбинат» основано в 2009 году. Запуск производства и первые отгрузки готовой продукции состоялись в мае 2013‑го. Предприятие выпускает полутвердые и мягкие сыры по итальянским технологиям. На комбинате создано более 250 новых рабочих мест. Сотрудникам предоставлены все необходимые условия для качественной, плодотворной и комфортной работы, а также профессионального роста. Сегодня ОАО «Туровский молочный комбинат» — самое крупное в СНГ современное высокотехнологичное предприятие по производству полутвердых и мягких сыров по итальянским технологиям.