«Нам есть, чем гордиться, но вопросы остаются»
- 15.09.2017 14:57
Гродненский мясокомбинат давно считается лидером отрасли в Беларуси. Данное предприятие пользуется уважением и известно за пределами страны. Эти фразы — не просто громкие лозунги. Достаточно вспомнить, что по итогам крупнейшей восточноевропейской выставки «Продэкспо‑2017» (проходила в начале февраля в Москве) оно получило звание «Лучшее предприятие‑2017» — в мясной отрасли. А самое главное — гродненцы не умеют останавливаться на достигнутом. Что может быть интереснее?
Накануне проведения Международного форума «Беларусь мясная» «Продукт.BY» решил обсудить вопросы, наиболее актуальные для отечественной мясоперерабатывающей отрасли, экспортные и иные тенденции с генеральным директором ОАО «Гродненский мясокомбинат», сенатором Анатолием ГРИШУКОМ, а также с главным технологом предприятия Натальей КАЛИНКОВИЧ.
Экспортная стратегия проработана и понятна
Результат подхода к экспортной стратегии, взятый на вооружение Гродненским мясокомбинатом, виден невооруженным взглядом.
Достаточно обнародовать хотя бы один факт. Сегодня предприятие ежемесячно отправляет на взыскательный российский рынок более 500 тонн говядины и 250 тонн колбасных изделий.
При этом Анатолий Гришук отмечает (в какой‑то степени традиционно) высочайший уровень конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках. В таких условиях огромное значение имеет ценовой фактор, что подталкивает производителя к снижению затрат.
Какое сырье пойдет в ход завтра?
Объективно говоря, накапливаются вопросы к поставщикам сырья. В последнее время российская свинина оказывается на порядок дешевле белорусской. «И как в этих условиях действовать отечественному переработчику? — задается риторическим вопросом руководитель Гродненского мясокомбината. — Да, благодаря современным технологиям переработки нам удается выдерживать конкурентоспособную цену готовой продукции. Но и отечественным сельхозпредприятиям есть смысл объективно оценить ситуацию и проанализировать потенциальные риски для себя». Не секрет также и то, что производители соответствующего сырья в Беларуси сделали сегодня ставку на мясную, так называемую беконную свинину. А это, по словам главного технолога предприятия Натальи Калинкович, сужает возможности отечественного переработчика, вынужденного искать «жирную свинину» за пределами Беларуси — для удовлетворения нужд потребителя, выпуска «продуктов со шпиком» и т. д.
Еще одна гордость Гродно
Чрезвычайно высоко в Минсельхозпроде оценивают проект, реализованный на Гродненском мясокомбинате два года назад, в июне 2015‑го. Именно тогда произошло знаковое событие для всего мясного рынка страны — состоялся запуск нового цеха сырокопченых колбасных изделий, а по сути своей, своеобразного «завода в заводе». Уже через год, в июле 2016‑го, здесь вышли на проектные мощности, составлявшие 500 тонн продукции в месяц. Дальше можно много говорить о круглогодичной стабильности результатов, стремлении ежемесячно штурмовать новые вершины и т. д.
Но гораздо важнее отметить вот что. Такой результат стал возможен благодаря высочайшему профессионализму специалистов нового цеха, а также комплексному подходу — сотрудничеству всех служб цеха в частности и комбината — в целом.
Кроме того, в новом цеху было установлено самое современное, передовое оборудование от лучших европейских компаний. Однако даже простое перечисление всех этих компаний и наименований поставленных единиц разнообразных камер, линий, узлов займет слишком много места. Вернемся к данной теме как‑нибудь в следующий раз. А пока следуем дальше «по тексту».
Вопросы для отрасли
Размышляя о наиболее актуальных, концептуальных проблемах дня сегодняшнего, представители Гродненского мясокомбината упомянули вопросы, связанные с принятием межгосударственных стандартов ЕАЭС. Процессы эти идут достаточно медленно. «В частности, вопрос с межгосударственным стандартом на вареную колбасную продукцию не прояснен до конца, — сетует Наталья Калинкович. — И от того, когда он будет окончательно внедрен, зависит, в том числе, стратегическое планирование нашей работы, да и сама работа — тоже».
Анатолий Гришук говорит в свою очередь о том, что деятельность производителя мясной продукции в Беларуси зачастую затруднена, причем очень часто — по абсолютно непонятным причинам. «На утверждение нового образца продукции, согласование, учет и исправление всевозможных мелочей нам приходится тратить неоправданно много сил, времени и средств, — пожимает плечами Анатолий Георгиевич. — А на фоне того, что в ЕАЭС и ЕС производители готовой мясной продукции получили сегодня максимальную свободу, приходится в очередной раз с большой озабоченностью говорить о нашей конкурентоспособности на внешних рынках».
В этих, весьма непростых условиях, предприятие из Гродно активно работает над изучением вкусов потребителей. Например, учитывается ряд факторов:
• в России повышенным спросом пользуется продукция в натуральной, текстильной оболочке;
• вкусовые предпочтения российских потребителей несколько отличаются от вкусов белорусов и т. д.
Все эти и многие другие нюансы обязательно анализируются и в случае необходимости применяются при работе над всеми видами продукции, ориентированными на экспорт и внутренний рынок.
Кстати
Сегодня ассортимент ОАО «Гродненский мясокомбинат» превышает 350 наименований. Речь идет о полной гамме: от уровня премиум‑класса до достаточно дешевой, но абсолютно качественной продукции; от вареных и полукопченых до сыровяленых и сырокопченых, деликатесных видов продукции, в самых разных видах оболочки.
Разумеется, в премиальной продукции не используется никаких пищевых добавок. Это должно считаться конкурентным преимуществом. Хотя... «Говоря откровенно, не нужно никому опасаться пищевых добавок в Беларуси — их использование находится под строжайшим контролем, — отмечает Анатолий Гришук. — Нужно доверять проверенному временем производителю. Известно, кстати, что японцы первыми в мире стали использовать пищевые добавки в своей продукции, активно это делают сейчас, и при этом средняя продолжительность жизни населения там превышает 90 лет. И это с учетом их ужасной экологии и далеко неидеального образа жизни».
Повторяя и подчеркивая сказанное
Все службы гродненского предприятия действуют сегодня как единый механизм, дополняя друг друга. Скажем, отдел маркетинга изучает спрос и потребительские предпочтения, в том числе за пределами Беларуси, формируя в итоге четкие рекомендации и предложения технологам. Во многом благодаря такой стратегии можно говорить об успешной диверсификации экспортных поставок Гродненского мясокомбината. Помимо России, сегодня разнообразная продукция «made in Grodno» поставляется в Азербайджан и Казахстан.
Кроме того, в результате творческого сотрудничества технологов и маркетологов в начале 2017 года появилась новая торговая марка «Сто друзей». Сегодня под этим брендом успешно выпускаются и реализуются лучшие виды и вкусы вареных, варено‑копченых и сырокопченых колбас.
Самое главное, пожалуй…
Анатолий Георгиевич Гришук в рамках форума «Беларусь мясная» планирует обосновать и инициировать создание Национального мясного союза. Кроме того, он коснется ряда иных важнейших вопросов, актуальных как для его предприятия, так и для всей отрасли.
Разумеется, все секреты и тонкости его выступлений и заявлений на форуме мы раскрывать в формате этой публикации не уполномочены. До встречи в октябре, на форуме.
Источник: Produkt.by