Давно мы не слышали о «Спартаке»
- 15.05.2016 19:06
Такая или почти такая мысль приходила многим в голову буквально несколько месяцев назад. Еще вчера гомельское предприятие регулярно выступало ньюсмейкером на кондитерском рынке. Однако 2015 год прошел в относительной тишине.
Но зато начало нынешнего года вышло совершенно иным. Уже на февральской выставке «ПРОДЭКСПО» в Москве гомельчане продемонстрировали ряд оригинальных, многообещающих новинок. На одной из них мы остановимся подробнее.
Серфинг по времени
Стоит немного театрально выдержать паузу, а потом взять да и обернуться на пару лет назад. Дело вот в чем. В апреле 2014 года при вручении СП ОАО «Спартак» престижной Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества генеральный директор предприятия Олег Жидков озвучил еще одну стратегическую линию развития компании.
Позволим процитировать фрагмент той беседы сегодня: «В 2014 году мы во всех смыслах закладываем фундамент для создания нового производства по выпуску вафельных изделий. Да, у нас на фабрике есть вафельный цех, но он очень старый. По сути, цех выпускает продукцию того внешнего вида, который знаком если уж не нашим бабушкам и дедушкам, то родителям точно. Мы же хотим в нем произвести продукт нового уровня, соответствующий мировым стандартам и снаружи, и внутри.
Громадный плюс вафельной продукции в том, что она не подвержена сезонным колебаниям. Зимой и летом, весной и осенью спрос на нее примерно одинаковый. Это делает процесс производства ритмичным и позволяет оптимизировать загрузку мощностей. Мы определились с компанией, которая будет поставлять нам оборудование. Ею станет австрийская фирма «ФРАНЦ ХААС ВАФФЕЛЬМАШИНЕН» — признанный мировой лидер в данном сегменте. Подписан контракт, определены источники финансирования… Мы разработали документацию в строительной части, поскольку придется строить новое производство и возводить новые площади, проводить пусконаладочные работы, не закрывая при этом старое производство. А это весьма непросто».
Было видно и тогда, и сейчас, что выпуск нового продукта готовился весьма кропотливо, «грунтоýна», что называется.
Пришли… и заявили
И вот в 2016 году на московской выставке, носящей вполне официальный титул крупнейшего восточноевропейского продовольственного форума, были наконец продемонстрированы те самые новые вафли — «Белорусские». Их появление означало, в том числе, окончание трехлетнего этапа модернизации производства в Гомеле.
Напомним, в 2013 году на «Спартаке» запущена современная линия CONBAR, на которой освоили выпуск популярных импортозамещающих сладостей — в частности, разнообразных батончиков (нуга и мюсли). Сегодня они уже не нуждаются в представлении.
Можно сказать, что продукцию СП ОАО «Спартак» всегда отличали натуральность, изумительный вкус, великолепный дизайн, непревзойденное качество, — и «находчиво» перейти к описанию нового продукта. Это красиво, но достаточно банально. Хотя тот же внешний вид новых вафель мы можем продемонстрировать уже сейчас.
И все же здесь больше нужны факты, мнения. А они вкратце таковы. В рамках дегустационного конкурса «Лучший вкус», проходившего в стенах одного из выставочных павильонов «ПРОДЭКСПО» (величиной со средний агрогородок, между прочим), все желающие могли попробовать и оценить новый продукт по пятибалльной шкале. Это — традиционная проверка для создателей любой новинки — им приходится выслушивать мнение потребителей и делать выводы. Проверка в нашем случае прошла более чем успешно. Вафли «Белорусские» стали лауреатами конкурса «Лучший вкус». Их средний балл оказался на уровне 4,8 — из 5 возможных. Это, что называется, попали «в цвет».
Нам доводилось слушать мнения россиян и иных дегустаторов, что им удалось познакомиться с продуктом европейского уровня и качества. Европейский уровень, кстати, каждый представляет себе по-своему. Фраза эта — красивая, не будем сбрасывать ее со счетов. Однако нам показалось еще более любопытным эмоциональное высказывание Батсуурь СУВД, генерального директора Русского торгового центра в Монголии, дилера СП ОАО «Спартак» в этом далеком от нас регионе. Светлана (так на славянский манер зовут ее партнеры по бизнесу из России и Беларуси) заявила о том, что новый продукт от «Спартака» может стать хитом сезона в Монголии. Дело в том, что для монголов хорошие вафли — это практически «вторая душа». Ну, как хлеб или сало для славян.
Из 2014 года — в сегодня. Цифры и факты
Мы начинали с рассказа двухлетней давности про то, как в Гомеле только лишь готовились создавать новые вафли. Потом перескочили на их первый выход в большой «выставочный свет», конкурсные успехи, отклики и т. д. Думается, сейчас, перед тем как начать плавно закругляться, стоит рассказать, за счет чего стал возможен этот проект и что он собой представляет, если посмотреть на него изнутри.
Итак, в модернизированном, а по сути, совершенно новом цеху на «Спартаке» выпускаются вафли «Белорусские», в трех различных вкусовых вариантах. Данный проект удалось реализовать в рамках инвестиционного договора между СП ОАО «Спартак» и Гомельским облисполкомом. Для любителей цифр сажем, что стоимость проекта — 10 млн долларов, срок его окупаемости — 3,5 года.
Специалисты отмечают уникальность австрийской линии. И это опять же не красивый оборот в рамках похвальной статьи. На данном автоматизированном участке за одну минуту выпекается 65 вафельных листов, а на выходе — до 130 готовых вафель. За 60 секунд. В сутки на одной этой линии можно выпустить до 25 тонн вафельных изделий. Для сравнения: в старом цеху для получения объемов в 20 тонн приходилось задействовать семь печей, а в модернизированном — достаточно одной печи со 112 вафельницами. Все.
Беларусь & Австрия
Автоматически осуществляется не только весь процесс производства, но и контроль за качеством вафельной продукции. Первопроходцы, законодатели мод на этом направлении австрийцы привыкли работать только так. Неудивительно, что понятие «Венские вафли» давно стало синонимом европейского деликатеса.
Что касается «Белорусских», то они пока делают первые шаги (если можно так о продукте). Но достаточно уверенно они их делают. Стоит отметить, что рецептура вафельного листа «под них» была разработана совместно с австрийскими технологами. Пока под ТМ «Белорусские» выпускаются вафли трех вкусов и типов — с кремовой и молочно-шоколадной начинками, со вкусом вареной сгущенки. Выбор этот совершенно не случаен с точки зрения маркетинговых стратегий. Именно такие вкусовые пристрастия отличают белорусов, жителей из стран ближнего зарубежья и бывшего социалистического лагеря, уверены маркетологи, проведшие серьезное исследование на тему.
От основных своих собратьев, представленных на отечественном (и не только отечественном) рынке, «Белорусские» отличаются бОльшим количеством слоев. К примеру, на старых мощностях «Спартака» выпускались пятислойные вафли, а на новой линии — семи- и девятислойные. Ну а о том, что вафли — это продукт, которому не грозят сезонные колебания потребительского спроса, мы (а точнее, генеральный директор СП ОАО «Спартак» еще в 2014 году) уже все сказали в начале статьи. А общая, достаточно краткая презентация нового продукта, ориентированного как на наше дальнее, так и на ближнее зарубежье, завершена.
P. S. На выставке в Москве «Спартак» презентовал не только вафли «Белорусские», но и другие оригинальные разработки. Речь идет о наборах конфет «Cont&Blue» и «Десерт», линейке шоколада с ярко выраженным национальным посылом и серии печенья «Чудо утра».
В свое время рассчитываем предметно рассказать и о них.